РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2015 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре Масловой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по городу ... обратилась в суд с иском о взыскании с ФИО2 налога и пени, указав в обоснование исковых требований, что на основании сведений, представленных в налоговый орган РЭО ГИБДД ... установлено, что ответчик ФИО2 собственник транспортного средства – ЯВА, мотоцикл, регистрационный номер № Налоговым органом налогоплательщику начислен транспортный налог за 2010 год в размере № рублей. Налоговое уведомление об уплате транспортного налога № было направлено почтой. Исчисленная сумма транспортного налога за 2010 год в срок, установленный законодательством, в размере 130,00 рублей не уплачена. В порядке статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени за неуплату транспортного налога за 2010 год за период с ** по ** года. В связи с тем, что налогоплательщиком сумма в срок, установленный законодательством, добровольно не уплачена, руководствуясь статьей 69 НК РФ, налоговый орган направил должнику требование от ** №№ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2010 год и по пени за 2010 год. В установленный в требовании срок и до настоящего времени задолженность по транспортному налогу за 2010 год в размере № рублей и пени в размере 1,04 рублей добровольно должником не оплачена. Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскании налога на имущество от ** №. Мировым судьей судебного участка № ... и ... по заявлению инспекции выдан судебный приказ о взыскании с ФИО2 указанных выше сумм, который отменен определением мирового судьи от ** года.
В связи с обращением в суд, налоговая инспекция просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2010 год в сумме 130,00 рублей, задолженность по пени по транспортному налогу за 2010 год, начисленные за период с ** по ** в размере 1,04 рублей в доход государства.
В судебное заседание административный истец – Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу ... представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще. В иске имеется ходатайство начальника налоговой инспекции ФИО4, действующей на основании прав по должности, о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик ФИО2 не явился, о его времени и месте извещался судом по адресу, указанному в исковом заявлении, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск суду не представил.
Изучив материалы административного дела, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ИФНС.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 Налогового кодекса РФ. Так, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из статьи 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Статьей 363 Налогового кодекса РФ регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статья ... от ** №53-оз «О транспортном налоге» (в первоначальной редакции) предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 05 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее действовавшая редакция закона предусматривала срок уплаты транспортного налога – 01 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ** №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с ** введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений статьи 4 указанного Закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с этим, настоящее дело рассмотрено судом по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2010 году административный ответчик ФИО2 являлся собственником транспортного средства – мотоцикла ЯВА 350, 1981 года выпуска, государственный регистрационный знак 0266ИСА, дата возникновения права собственности – ** года.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав транспортных средств, представленных РЭО ГИБДД УМВД РФ по ....
Налоговая инспекция произвела расчет транспортного налога за 2010 год в сумме 130,00 рублей.
Статьей 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Истец в иске ссылается на факт направления в адрес налогоплательщика ФИО2 налогового уведомления № об уплате транспортного налога. В подтверждение факта направления налогового уведомления административный истец представил суду акт № от ** о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.
В части 8 статьи 84 указанного Кодекса указано, что результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценивая данный акт в качестве доказательства по правилам статей 59, 60, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что данный акт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства подтверждения факта направления налогоплательщику налогового уведомления. В пункте 589 указанного акта в качестве документов, подлежащих уничтожению, указаны реестры на отправку служебных писем на почту с отметкой почтового отделения связи. Данные реестры указаны обезличено. Таким образом, установить имелся ли среди уничтоженных реестров реестр на отправку налогового уведомления № на имя ответчика по делу ФИО2 об уплате транспортного налога не представляется возможным. Иных допустимых и более достоверных доказательств суду не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что обязанность по уплате налога для налогоплательщика - физического лица возникает только после получения налогового уведомления.
Отказывая в удовлетворении иска, суд принимает во внимание, что материалы дела не содержат доказательств, достоверно подтверждающих факт направления ответчику налогового уведомления. В связи с чем, у ответчика не возникло публично-правовой обязанности по уплате транспортного налога за 2010 год на указанную сумму.
Таким образом, несоблюдение процедуры, предшествующей обращению в суд с иском о взыскании налога, нельзя признать надлежащим исполнением налоговой инспекцией своих обязанностей, так как имеет место быть фактическое ненаправление налогового уведомления налогоплательщику по адресу, по которому он мог бы реально его получить.
При таких обстоятельствах у административного истца не имелось правовых оснований для предъявления требования об уплате транспортного налога.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принимая во внимание изложенное, а также положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что у ФИО2 отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога за 2010 год в размере 130,00 рублей ввиду ненаправления истцом в его адрес налогового уведомления.
Наряду с этим, налоговая инспекция просит суд взыскать с ФИО2 пени по транспортному налогу за 2010 год, начисленные за период с ** по ** в размере 1,04 рублей.
Поскольку у ответчика не возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2010 год, у суда не имеется оснований для взыскания пени за просрочку в оплате транспортного налога.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании транспортного налога за 2010 год в сумме 130,00 рублей, задолженности по пени по транспортному налогу за 2010 год, начисленные за период с ** по ** в размере 1,04 рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца с даты вынесения судом решения в окончательной форме, то есть, начиная с **.
Судья К.Н. Мишина