Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 17 июля 2023 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Спиридоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-497/2023 по иску Кадыркуловой Насибы Сайфуллаевны к Военному комиссариату Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Кадыркулова Н.С. обратилась в Самарский районный суд <адрес> с указанным иском, требуя с учетом измененных исковых требований обязать ответчиков назначить ей пенсию за выслугу лет с октября 2022 года.
В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является пенсионером национальной гвардии Республики Таджикистан, уволена с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с должности старшей медицинской сестры приемного отделения воинской части 051060 в звании старший прапорщик медицинской службы. <адрес> года истица являлась получателем пенсии в <адрес>. В <адрес> года она фактически переехала на постоянное проживание в Российскую Федерацию по программе добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. ДД.ММ.ГГГГ истица получила паспорт гражданина РФ и была постоянно зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ МВД России по <адрес> в пенсионный отдел с целью назначения пенсии по выслуге лет, на что ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, что правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом и Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не имеется. После этого истица обратилась в Военный комиссариат <адрес> с целью назначения пенсии по выслуге лет, также было истребовано пенсионное дело из Республики Таджикистан. На обращение истицы Военный комиссариат <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в назначении пенсии по линии Министерства обороны, сославшись на Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ввиду того, что национальная гвардия Республики Таджикистан отнесена к подведомственности МВД Республики Таджикистан, рекомендовав обратиться в ГУ МВД России по <адрес>. Ссылаясь на данные обстоятельства, ФИО1 обратилась в суд с указанным иском.
В судебном заседании истица Кадыркулова Н.С. измененные исковые требования полностью поддержала, сославшись на доводы иска.
Представитель ответчика Военного комиссариата Самарской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражал, сославшись на представленные суду письменные возражения, пояснив, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», оснований для назначения ФИО1 пенсии по линии Министерства обороны РФ не имеется.
Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражал, сославшись на доводы представленного суду письменного возражения, согласно которым в Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» не поименованы лица, проходившие службу в национальных гвардиях других государств, Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, иными международными правовыми актами на Министерства внутренних дел сторон Соглашений обязанность пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств Содружества, не входящих в систему органов внутренних дел и внутренних войск МВД (в частности, национальной гвардии Республики Таджикистан), при переезде их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается.
Третьи лица – представитель Министерства обороны РФ и представитель МВД России в судебное заседание не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив материалы пенсионного дела Кадыркуловой Н.С., суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что старшая медсестра приемного отделения воинской части № ФИО1 в звании старший прапорщик медицинской службы освобождена от занимаемой должности и уволена в запас Вооруженных Сил Республики Таджикистан в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается приказом командующего национальной гвардией Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу командира воинской части 051060 № от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыркулова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка личного состава и при сдаче должности выведена из всех видов снабжения воинской части.
Из представленного суду удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ командующим национальной гвардией Республики Таджикистан, следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет.
Кадыркулова Н.С. является гражданкой РФ, паспорт гражданина РФ выдан ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Кадыркулова Н.С. обратилась в ГУ МВД России по <адрес> с заявлением вх. № с целью назначения ей пенсии за выслугу лет в связи с переездом в <адрес>, в связи с чем, просила запросить ее пенсионное дело.
В ответ на ее обращение ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направило сообщение № об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, иными международными правовыми актами на Министерства внутренних дел сторон Соглашений обязанность пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств Содружества, не входящих в систему органов внутренних дел и внутренних войск МВД (в частности, национальной гвардии Республики Таджикистан), при переезде их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается. В Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» не поименованы лица, проходившие службу в национальных гвардиях других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении названных лиц не заключались. Правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших военнослужащих иных органов и учреждений, в том числе ФИО1, не имеется.
На обращение Кадыркуловой Н.С. по вопросу назначения пенсии от Министерства обороны РФ Военный комиссариат Самарской области ДД.ММ.ГГГГ сообщил об отсутствии у нее права для назначения пенсии от Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в связи с чем, рекомендовано обратиться в ГУ МВД России по <адрес>.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:
а) на следующие категории лиц:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В силу ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренный названным выше законом, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу (ст. 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной (ст. 2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 4 указанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения (далее - Уполномоченные Органы), выступают министерства внутренних дел Сторон.
Российская Федерация и <адрес> являются участниками данных Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Применяя указанные нормы ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом положений Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о пенсионном обеспечении в соответствии с законодательством государств-участников территории проживания, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет ГУ МВД России по <адрес>, а в удовлетворении исковых требований ФИО1, предъявленных к Военному комиссариату <адрес>, следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 54 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
На основании статьи 58 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По сообщению национальной гвардии Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Кадыркуловой Н.С. была прекращена <адрес>.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и заявленные Кадыркуловой Н.С. исковые требования о назначении ей пенсии с <адрес>, суд приходит к выводу о возложении на ГУ МВД России по Самарской области обязанности по назначению Кадыркуловой Н.С. пенсии за выслугу лет с <адрес>
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кадыркуловой Насибы Сайфуллаевны удовлетворить частично.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области назначить Кадыркуловой Насибе Сайфуллаевне (№, выдан ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) пенсию за выслугу лет с <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, предъявленных к Военному комиссариату <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2023 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова