Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-870/2018 ~ М-229/2018 от 22.01.2018

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

6 марта 2018 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-870/18 по заявлению ООО «Управляющая компания «Альта»» об оспаривании действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альта»» действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АЛЬТА» от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ и подготовке ответа на жалобу руководителем управления государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> Шекуновым А.А.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев его жалобу от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ, а также сообщить об исполнении решения в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2018 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-870/18 по заявлению ООО «Управляющая компания «А.»» об оспаривании действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,

установил:

ООО «Управляющая компания «Альта»» обратилось в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. В обоснование иска указывает, что оно арендует лесной участок площадью 1,0 га с кадастровым земель лесного фонда расположен в границах Большецаревщинского участкового лесничества, квартал №67 выделы 2,3,4 Красноярского лесничества Красноярского района Самарской области. 7.11.2017 г. оно обратилось к министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с письменной жалобой, в которой просил провести служебную проверку по факту неисполнения государственным лесным инспектором Самарской области – главным специалистом управления государственного лесного и пожарного надзора Минлесхоза Самарской области по Красноярскому лесничеству Я.. своих должностных обязанностей, которое позволило лицам, незаконно захватившим лесной участок, избежать предусмотренной законом ответственности, в отношении руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства <адрес> Ш. с целью выявления случаев нарушения порядка производства по делам об административных правонарушениях, на время служебной проверки отстранить Я. и Ш. от исполнения должностных обязанностей. 20.11.2017 г. ему поступил ответ об отсутствии нарушений законодательства. В нарушение закона Ш.. рассматривал жалобу на собственное бездействие и готовил ответ от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ Я. по результатам обследования лесного участка с кадастровым номером 63:26:1805018:321 подтверждён факт самовольного захвата участка Б.,Ф.,К.,Ш. и Ш. письмом подтвердил, что собственники смежных земельных участков самовольно перегородили часть лесного участка, переданного в аренду ООО УК «Альта», разместив на нем объекты нежилого строительства, кирпичные и бетонные заборы, замостили дорожно-тропиночную сеть брусчаткой. Министерство направило в адрес нарушителей уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении. 14.06.2017 г. Ш.. уведомил его о том, что государственным лесным инспектором <адрес> были возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.7.9 КоАП РФ, однако в дальнейшем вынесены постановления о прекращении производства по делу за истечением срока давности привлечения к ответственности. ДД.ММ.ГГГГ письмом Министерство уведомило его о том, что ДД.ММ.ГГГГ им подано исковое заявление в суд к Б.,Ф.,Ш.,К. об освобождении самовольно занимаемого лесного участка. По результатам проведённой Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в сентябре 2017 г. проверки установлено, что должностные лица Министерства допустили нарушение порядка производства по делам об административных правонарушениях, приведшее к тому, что лица, допустившие нарушение федерального законодательства (Б.,Ф.К.,Ш..С.), избежали предусмотренной законом ответственности, нарушения природоохранного законодательства не устранены. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Л.. вынесено представление, в котором отмечено, что должностные лица Министерства допустили нарушение порядка производства по делам об административных правонарушениях, приведшее к тому, что лица, допустившие нарушение федерального законодательства, избежали предусмотренной законом ответственности, нарушения природоохранного законодательства не устранены, нарушенные права заявителя не восстановлены. Причинами и условиями, способствующими совершению указанных нарушений, является ненадлежащее исполнение своих обязанностей сотрудниками министерства, а также недостаточный контроль руководства за действиями своих подчиненных, предлагалось безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства, о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной форме, предварительно уведомив о времени, дате и месте рассмотрения. Как следует из ответа Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 23.11.2017 г. №7-350-2017, по результатам рассмотрения прокурорского представления министерство признало факт отсутствия всестороннего рассмотрения обращения ООО УК «АЛЬТА», поступившего 21.03.2017 г. Просит признать действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по рассмотрению жалобы ООО «Управляющая компания «АЛЬТА» от 7.11.2017 г. №27/575-ОГ и подготовке ответа незаконными, обязать и.о. министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Л.. обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы ООО «Управляющая компания «АЛЬТА» с направлением ответа.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 1.07.2017 г. К.. заявленные требования поддержал.Представитель ответчика по доверенности от 9.01.2018 г. №07 П.. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 63-65, 98-100).

Помощник Волжского межрегионального природоохранного прокурора М. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 161-164).

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменной жалобой на бездействие сотрудников ответчика – государственного лесного инспектора Я.. и руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора Ш. (л.д. 88-91), поставив вопрос о проведении в отношении указанных лиц служебной проверки с отстранением на время её проведения от исполнения должностных обязанностей.

15.11.2017 г. ответчиком был направлен ответ на жалобу заявителя в виде письма (л.д. 92-94), в котором указано на отсутствие нарушений законодательства в действиях должностных лиц министерства.

Действия ответчика, связанные с направлением ответа на адресованную ему жалобу истца очевидным образом затрагивают законные интересы заявителя, в связи с чем могут быть оспорены им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В силу ст.33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично в органы государственной власти.

Это конституционное право обеспечивается обязанностью органов государственной власти рассматривать обращения граждан, принимать решения по существу обращения и направлять ответы заявителям.

Поскольку специальной нормой не установлен порядок рассмотрения вопроса, поставленного перед ответчиком в жалобе истца от 7.11.2017 г., рассмотрение жалобы должно было производиться на основе ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В силу прямого указания п.4 ст.1 названного закона его действие распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений юридических лиц в органы государственной власти.

В соответствии с п.1 ст.9, ст.10 названного закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомляет заявителя о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу п.6 ст.8 того же закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Ответ заявителю на его жалобу (письмо от 15.11.2017 г. №27-05-03/26526) подписан от имени Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области руководителем управления государственного лесного и пожарного надзора Ш.., т.е. одним из тех лиц, на бездействие которых заявителем была подана жалоба.

Следовательно, ответчиком при рассмотрении жалобы прямо нарушен запрет, установленный п.6 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Ответ не жалобу подписан неуполномоченным должностным лицом, поскольку ни Ш. ни кто-либо из подчинённых ему по службе сотрудников ответчика не был компетентен рассматривать жалобу заявителя и подписывать текст официального ответа.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности рассмотреть жалобу от 7.11.2017 г.

По этой причине суд не рассматривает по существу доводы заявителя о незаконности содержания ответа. Письмо ответчика от 15.11.2017 г. №27-05-03/26526 из-за допущенного нарушения компетенции не может рассматриваться как ответ министерства на жалобу истца.

Доводы ответчика о том, что рассмотрение по существу поставленных истцом в жалобе от 7.11.2017 г. вопросов входило в компетенцию управления государственного лесного и пожарного надзора и его руководителя Ш. не основаны на законе. Жалобу на бездействие Ш. и Я.. компетентны рассматривать только вышестоящие по отношению к Ш. и Я. сотрудники министерства.

Разрешая требование о признании незаконным решения органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя.

В данном случае надлежащим способом устранения нарушения прав заявителя является возложение на ответчика обязанности рассмотреть его жалобу. При этом суд не может согласиться с мнением истца о том, что ответ на его жалобу должен дать министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, поскольку такой компетенцией могут обладать и иные должностные лица ответчика, вышестоящие в порядке подчинённости по отношению к Ш. и Я..

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А»» действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «А.» от 7.11.2017 г. №27/575-ОГ и подготовке ответа на жалобу руководителем управления государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Ш.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев его жалобу от 7.11.2017 г. №27/575-ОГ, а также сообщить об исполнении решения в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9.03.2018 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-870/2018 ~ М-229/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Управляющая компания "Альта"
Ответчики
и.о. минисра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Ларионов А.И.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Другие
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Администрация Губернатора САмарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
22.01.2018Регистрация административного искового заявления
23.01.2018Передача материалов судье
25.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2018Подготовка дела (собеседование)
20.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2018Судебное заседание
09.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее