Дело №2-458/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чашиной Е.В.,
при секретаре Мосеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климовой Р.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, Гурьевскому отделу Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в повышенном размере, взыскании недополученных денежных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Климова Р.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, Гурьевскому отделу ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в повышенном размере, взыскании недополученных денежных сумм, указав в обоснование поданного иска, что она является вдовой участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида ФИО., умершего 13 октября 2008 года вследствие заболевания, связанного с воздействием радиации, находилась на его иждивении. С момента смерти супруга и до июня 2015 года ей выплачивалась ежемесячная компенсация в размере 50% от получаемой при жизни ее мужа денежной выплаты в возмещение вреда здоровью, которая по состоянию на июнь 2015 года составила <данные изъяты> рублей. Однако в июне 2015 года размер указанной выплаты был пересмотрен в сторону уменьшения, а именно исходя из фиксированного размера ежемесячной выплаты для инвалидов 1 группы – <данные изъяты> рублей. Между тем, с таким решением ответчиков она не согласна, считает, что в данном случае подлежит применению ч.2 ст. 2 Федерального закона №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и размер выплаты должен определяться не из фиксированного размера, установленного для инвалидов 1 группы, а из размера такой выплаты, которую при жизни получал ее супруг.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».
В судебном заседании истец Климова Р.П. и ее представитель Ойсбойт М.И. поданное исковое заявление поддержали, просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям, указали, что истец на протяжении семи лет получала выплату, никакой ошибки при ее назначении не имелось, норма закона с того периода времени также не менялась, в этой связи получаемая Климовой Р.П. выплата в возмещение вреда здоровью не может быть ниже того размера, который она получала ранее; сложившаяся практика Конституционного и Верховного судов РФ подтверждает данное обстоятельство.
В судебное заседание представители ответчиков ОГКУ «Центр социальной поддержки населения, Гурьевского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерства социальной политики Калининградской области не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом; от представителя ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Филиппова Э.В. поступил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому Климовой Р.П. действительно с ноября 2008 года осуществлялась выплата денежной компенсации в возмещение вреда здоровью как вдове умершего инвалида Чернобыльской АЭС, однако первоначально размер данной выплаты был определен исходя из размера выплаты, получаемой ее супругом, в нарушение положений Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года №607; с июня 2015 года размер денежной выплаты был приведен в соответствие с действующим законодательством и составил <данные изъяты> рублей.
Выслушав пояснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Климова Р.П. является супругой умершего 13 октября 2008 года ФИО, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида первой группы (л.д. 6-11).
Согласно Решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета №Х от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти ФИО была связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 5).
В материалах дела имеется справка ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» №Х от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью на основании ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер которой в 2008 году составил <данные изъяты> рублей (л.д. 14).
После смерти супруга Климова Р.П. обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и такая компенсация ей была назначена в размере 50% от суммы, получаемой при жизни ее супругом – <данные изъяты> рублей, которая в дальнейшем ежегодно индексировалась и на июнь 2015 года составил <данные изъяты> рублей (л.д. 15-16).
Однако с июня 2015 года размер получаемой Климовой Р.П. выплаты в возмещение вреда здоровью стал выплачиваться исходя из твердых сумм, установленных п.15 ст. 14 Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и составил <данные изъяты> рублей.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Климова Р.П. указала на незаконность подобных действий ответчиков и на то, что она имеет право на получение ежемесячных денежных компенсаций исходя из сумм, выплачиваемых ее супругу при жизни.
Между тем, с приведенными в обоснование заявленных требований доводами истца суд согласиться не может в силу следующего.
Так, п.15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.
Выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно пункту 8 статьи 1 которого ее размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, допуская при этом - если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца - возможность исчисления ее размера из условного месячного заработка без его ограничения.
Нетрудоспособным же членам семьи, находившимся на иждивении умершего гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, вред возмещался в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали на свое содержание при его жизни. Аналогичным образом определялся размер ежемесячной денежной компенсации и для семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, но не признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (притом что им самим право на получение данной компенсации предоставлено не было).
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был установлен иной порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), а также распространено право на данную денежную компенсацию на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае смерти последних (пункт 3 статьи 1). Одновременно частью первой статьи 2 того же Федерального закона было предусмотрено право инвалидов-чернобыльцев (в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан), ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную компенсацию по новым правилам (в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности) или компенсацию, которую они получали ранее, т.е. исчисленную из заработка (дохода, денежного довольствия).
Что же касается тех граждан (как самих инвалидов-чернобыльцев, так и членов их семей), которые впервые обратились за ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, то за ними было признано право получать данную компенсацию в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности.
Изложенное свидетельствует о том, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после указанной даты редакцией ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в этой статье с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года №607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абз.2 п.3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абз.2 п.4 Разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2001 года №6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года №83 "Об утверждении разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Верховного Суда РФ от 05 июля 2002 года №ГКПИ02-122 установлено, что п.4 данного разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит ч.2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В п.3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П указано, что из п.25 ч.1, ч.2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (т.е. после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 июня 2002 года №11-П исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, а сама Климова Р.П. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны были осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы).
Таким образом, действия ответчиков по изменению размера получаемой истцом выплаты в возмещение вреда здоровью, связанными с ее правом как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации исходя из фиксированного размера суммы возмещения вреда здоровью, установленного для инвалидов 1 группы п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) являются правомерными и основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Положения пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам 1 группы в размере <данные изъяты> рублей. С 01 января 2015 года указанный размер выплаты составил <данные изъяты> рублей (Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 №1255 "Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
С учетом вышеприведенных норм материального права, учитывая, что Климовой Р.П. до 15 февраля 2001 года возмещение вреда не устанавливалось, право на получение ежемесячных сумм по случаю потери кормильца, рассчитанных из прежнего размера выплат, которые получал при жизни ее муж, она не имеет. Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства РФ размер получаемой истцом выплаты <данные изъяты> рублей исчислен правильно (<данные изъяты> рублей * 50% = <данные изъяты> рублей).
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Климовой Р.П. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.