Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-451/2021 ~ М-459/2021 от 27.10.2021

Дело № 2а-451/2021

Категория 3.192    

УИД 36RS0019-01-2021-000909-07

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р.п. Кантемировка 26 ноября 2021 года

Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,

при секретаре Великоцкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Рябченко Наталье Александровне о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать за счет имущества Рябченко Н.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017, 2018 г. г. в размере 41 016 руб. 60 коп., пеню в размере 504 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., в размере 10 430 руб., пеню в размере 457 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г., всего - 52 408 руб. 50 коп.

В обоснование административного искового заявления Инспекция указала, что Рябченко Н.А. являлась индивидуальным предпринимателем, с 13.01.2021 г. утратила указанный статус, так как прекратила деятельность, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете, должником уплачены не были. В связи с этим, на сумму недоимки исчислена сумма пени.

В адрес Рябченко (Чередниченко) Н.А. через её личный кабинет были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: 23.01.2018 г. требование № 830, со сроком исполнения до 12.02.2018 г., 10.04.2018 г. № 2406, со сроком исполнения до 28.04.2018 г., 10.07.2018 г. № 4833, со сроком исполнения до 30.07.2018 г., 09.10.2018 г. № 7335, со сроком исполнения до 29.10.2018 г., 18.01.2019 г. № 504, со сроком исполнения до 07.02.2019 г., 22.01.2019 г. № 831, со сроком исполнения до 11.02.2019 г., 19.06.2019 г. № 13637, со сроком исполнения до 12.07.2019 г.

Требование в добровольном порядке налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа мирового судьи в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд с указанным административным исковым заявлением.

До настоящего времени административным истцом недоимка по налогам не уплачена (л.д. 5-7).

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, повестка, направленная в адрес Рябченко Н.А. возвращена с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 49, 50), в судебное заседание не явились. МИФНС России № 14 по Воронежской области направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 52). Согласно информации № 15024, представленной 16.11.2021 г. ОМВД РФ по Кантемировскому району, Рябченко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 48). 33).

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 45 НК РФ следует, что плательщик страховых взносов уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Статьей 432 НК РФ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Из материалов административного дела следует, что Рябченко Н.А. в период с 27.12.2010 года по 13.01.2021 года являлась индивидуальным предпринимателем (л.д. 11-13, 14), следовательно, и плательщиком страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (начислено 14 471 руб. 60 коп. за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года) и на обязательное медицинское страхование (4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года).

Согласно ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В установленный срок налоги должником уплачены не были, связи с этим, Инспекцией исчислены пени: по СВ на ОПС в размере 504 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г., по СВ на ОМС в размере 457 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г. (л.д. 17, 20, 23, 26, 29, 30, 34).

Абзацем 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ определено, что сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г. и за 2018 г. налоговым органом в адрес налогоплательщика Рябченко (Чередниченко) Н.А. через её личный кабинет направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: 23.01.2018 г. требование № 830, со сроком исполнения до 12.02.2018 г., 10.04.2018 г. № 2406, со сроком исполнения до 28.04.2018 г., 10.07.2018 г. № 4833, со сроком исполнения до 30.07.2018 г., 09.10.2018 г. № 7335, со сроком исполнения до 29.10.2018 г., 18.01.2019 г. № 504, со сроком исполнения до 07.02.2019 г., 22.01.2019 г. № 831, со сроком исполнения до 11.02.2019 г., 19.06.2019 г. № 13637, со сроком исполнения до 12.07.2019 г. (л.д. 15-16, 18-19, 21-22, 24-25, 27-28, 31-32, 33).

Как следует из административного искового заявления, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г. и за 2018 г. административным ответчиком в полном объеме не исполнена, в связи с чем, имеется недоимка по страховым взносам.

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения МИФНС России № 14 по Воронежской области к мировому судье судебного участка № 2 в Кантемировском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, определением которого административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам и пени в связи с тем, что требование налогового органа не является бесспорным, поскольку заявление подано с пропуском установленного срока (л.д. 35).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1919 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Судом установлено, что срок исполнения требования № 13637 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов был установлен до 12 июля 2019 года. В связи с неисполнением ответчиком требования срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 12 января 2020 года. Обращение административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа 20 марта 2021 года произведено с пропуском шестимесячного срока (свыше одного года).

Как следует из материалов административного дела, заявление МИФНС России № 14 по Воронежской области от 09.02.2021 г. о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: налог за 2017 г и 2018 г. в размере 41 016 руб. 60 коп., пени в размере 504 руб. 45 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог 2017 г., 2018 г., в размере 10 430 руб., пени в размере 457 руб. 45 коп., всего - 52 408 руб. 50 коп., поступило мировому судье 25.03.2021 г. посредством почтового отправления от 20.03.2021 г. (л.д. 35)

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 25 марта 2021 года МИФНС России № 14 по Воронежской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам и пени отказано, поскольку заявленное налоговым органом требование не является бесспорным, так как заявление подано с пропуском установленного законом срока (л.д. 35).

В Кантемировский районный суд Воронежской области с настоящим административным исковым заявлением МИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась 27 октября 2021 года, дата отправления на почтовом штемпеле 25 октября 2021 года, за пределами установленными шестимесячного срока (л.д. 5-7, 39), одновременно, заявив письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на сбой программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременное формирование заявления о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика (л.д. 10).

Рассматривая заявленное ходатайство, суд учитывает, что МИФНС России № 14 по Воронежской области является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный срок. Приведенные административным истцом доводы о невозможности обратиться в суд с иском в установленный срок из-за сбоя программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременного формирования заявления о вынесении судебного приказа признаются судом несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, основанием для восстановления пропущенного срока не являются, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением, налоговым органом не представлено, следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных на то причин.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что пропущенный административным истцом срок для подачи административного заявления восстановлению не подлежит, следовательно, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России № 14 по Воронежской области.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Рябченко Наталье Александровне о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Е.Д. Грибченко

Дело № 2а-451/2021

Категория 3.192    

УИД 36RS0019-01-2021-000909-07

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р.п. Кантемировка 26 ноября 2021 года

Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,

при секретаре Великоцкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Рябченко Наталье Александровне о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать за счет имущества Рябченко Н.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017, 2018 г. г. в размере 41 016 руб. 60 коп., пеню в размере 504 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2017 г., за 2018 г., в размере 10 430 руб., пеню в размере 457 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г., всего - 52 408 руб. 50 коп.

В обоснование административного искового заявления Инспекция указала, что Рябченко Н.А. являлась индивидуальным предпринимателем, с 13.01.2021 г. утратила указанный статус, так как прекратила деятельность, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В установленный НК РФ срок налоги, начисленные в соответствии с расчетом, приведенном в налоговом уведомлении, а также в отдельном расчете, должником уплачены не были. В связи с этим, на сумму недоимки исчислена сумма пени.

В адрес Рябченко (Чередниченко) Н.А. через её личный кабинет были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: 23.01.2018 г. требование № 830, со сроком исполнения до 12.02.2018 г., 10.04.2018 г. № 2406, со сроком исполнения до 28.04.2018 г., 10.07.2018 г. № 4833, со сроком исполнения до 30.07.2018 г., 09.10.2018 г. № 7335, со сроком исполнения до 29.10.2018 г., 18.01.2019 г. № 504, со сроком исполнения до 07.02.2019 г., 22.01.2019 г. № 831, со сроком исполнения до 11.02.2019 г., 19.06.2019 г. № 13637, со сроком исполнения до 12.07.2019 г.

Требование в добровольном порядке налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения Инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отказа мирового судьи в принятии заявления о вынесении судебного приказа в суд с указанным административным исковым заявлением.

До настоящего времени административным истцом недоимка по налогам не уплачена (л.д. 5-7).

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, повестка, направленная в адрес Рябченко Н.А. возвращена с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 49, 50), в судебное заседание не явились. МИФНС России № 14 по Воронежской области направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя (л.д. 52). Согласно информации № 15024, представленной 16.11.2021 г. ОМВД РФ по Кантемировскому району, Рябченко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 48). 33).

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 45 НК РФ следует, что плательщик страховых взносов уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Статьей 432 НК РФ определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Из материалов административного дела следует, что Рябченко Н.А. в период с 27.12.2010 года по 13.01.2021 года являлась индивидуальным предпринимателем (л.д. 11-13, 14), следовательно, и плательщиком страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование (начислено 14 471 руб. 60 коп. за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года) и на обязательное медицинское страхование (4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года).

Согласно ч.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В установленный срок налоги должником уплачены не были, связи с этим, Инспекцией исчислены пени: по СВ на ОПС в размере 504 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г., по СВ на ОМС в размере 457 руб. 45 коп. за период с 11.01.2018 г. по 01.02.2019 г. (л.д. 17, 20, 23, 26, 29, 30, 34).

Абзацем 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ определено, что сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г. и за 2018 г. налоговым органом в адрес налогоплательщика Рябченко (Чередниченко) Н.А. через её личный кабинет направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени: 23.01.2018 г. требование № 830, со сроком исполнения до 12.02.2018 г., 10.04.2018 г. № 2406, со сроком исполнения до 28.04.2018 г., 10.07.2018 г. № 4833, со сроком исполнения до 30.07.2018 г., 09.10.2018 г. № 7335, со сроком исполнения до 29.10.2018 г., 18.01.2019 г. № 504, со сроком исполнения до 07.02.2019 г., 22.01.2019 г. № 831, со сроком исполнения до 11.02.2019 г., 19.06.2019 г. № 13637, со сроком исполнения до 12.07.2019 г. (л.д. 15-16, 18-19, 21-22, 24-25, 27-28, 31-32, 33).

Как следует из административного искового заявления, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г. и за 2018 г. административным ответчиком в полном объеме не исполнена, в связи с чем, имеется недоимка по страховым взносам.

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения МИФНС России № 14 по Воронежской области к мировому судье судебного участка № 2 в Кантемировском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, определением которого административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам и пени в связи с тем, что требование налогового органа не является бесспорным, поскольку заявление подано с пропуском установленного срока (л.д. 35).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1919 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Судом установлено, что срок исполнения требования № 13637 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов был установлен до 12 июля 2019 года. В связи с неисполнением ответчиком требования срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекал 12 января 2020 года. Обращение административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа 20 марта 2021 года произведено с пропуском шестимесячного срока (свыше одного года).

Как следует из материалов административного дела, заявление МИФНС России № 14 по Воронежской области от 09.02.2021 г. о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: налог за 2017 г и 2018 г. в размере 41 016 руб. 60 коп., пени в размере 504 руб. 45 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального бюджета обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог 2017 г., 2018 г., в размере 10 430 руб., пени в размере 457 руб. 45 коп., всего - 52 408 руб. 50 коп., поступило мировому судье 25.03.2021 г. посредством почтового отправления от 20.03.2021 г. (л.д. 35)

Определением мирового судьи судебного участка № 2 в Кантемировском судебном районе Воронежской области от 25 марта 2021 года МИФНС России № 14 по Воронежской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябченко Н.А. недоимки по страховым взносам и пени отказано, поскольку заявленное налоговым органом требование не является бесспорным, так как заявление подано с пропуском установленного законом срока (л.д. 35).

В Кантемировский районный суд Воронежской области с настоящим административным исковым заявлением МИФНС России № 14 по Воронежской области обратилась 27 октября 2021 года, дата отправления на почтовом штемпеле 25 октября 2021 года, за пределами установленными шестимесячного срока (л.д. 5-7, 39), одновременно, заявив письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на сбой программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременное формирование заявления о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика (л.д. 10).

Рассматривая заявленное ходатайство, суд учитывает, что МИФНС России № 14 по Воронежской области является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный срок. Приведенные административным истцом доводы о невозможности обратиться в суд с иском в установленный срок из-за сбоя программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременного формирования заявления о вынесении судебного приказа признаются судом несостоятельными, не подтверждающими уважительность причин, основанием для восстановления пропущенного срока не являются, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением, налоговым органом не представлено, следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных на то причин.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что пропущенный административным истцом срок для подачи административного заявления восстановлению не подлежит, следовательно, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России № 14 по Воронежской области.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Рябченко Наталье Александровне о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Е.Д. Грибченко

1версия для печати

2а-451/2021 ~ М-459/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 14 по Воронежской области
Ответчики
Рябченко Наталья Александровна
Суд
Кантемировский районный суд Воронежской области
Судья
Грибченко Елена Дмитриевна
Дело на странице суда
kantemirovsky--vrn.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
27.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Подготовка дела (собеседование)
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее