Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-983/2010 ~ М-744/2010 от 19.04.2010

26915.html

2-983/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2010 года г.Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Андриенко И.А., при секретаре С., с участием прокурора Стариковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск, действующего в интересах педагогических работников Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» ФИО0 и ФИО2, к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...», Администрации ЗАТО г.Железногорск о взыскании задолженности по выплатам за выполнение функций классного руководства за период с 2006 года по 2007 год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Железногорск, действуя в интересах педагогов ФИО0, ФИО2, обратился в суд с исками с требованием к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...» (далее - МОУ СО школа №...), Администрации ЗАТО г.Железногорск о взыскании задолженности по выплатам за выполнение функций классного руководства за период с 2006 года по 2007 год. Свои исковые требования прокурор ЗАТО ... мотивировал тем, что в 2006-2007г.г. истцам ответчиком - МОУ СО школа №... - выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя производилась без учета процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть при выплате указанного вознаграждения начислялся лишь районный коэффициент в размере 20%, районный коэффициент в размере 10% и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30% не выплачивались. В результате истцам не была выплачена заработная плата в указанной части и задолженность ответчика перед истцами составляет: перед ФИО0 -8335,2 рублей, перед ФИО2 - 8 289, 2 рублей. Истец просит взыскать в пользу истцов с МОУ СО школа №..., а при недостаточности его денежных средств - взыскать в субсидиарном порядке с Администрации ЗАТО г.Железногорск за счет казны муниципального образования ЗАТО Железногорск задолженность по выплатам за выполнение функций классного руководства за период с 2006 года по 2007 год.

Определением Железногорского городского суда от 18 мая 2010 года гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство.

Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, на судебное разбирательство не явились, направив в суд заявления, в которых поддержали заявленные исковые требования, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Прокурор Старикова О.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, сославшись на изложенные в исковых заявлениях доводы.

Представитель ответчика - МОУ СО школа №... в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания МОУ СО школа №... извещено надлежащим образом, в заявлении суду директор МОУ СО школа №... ФИО4 просила данное дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО5 (полномочия по доверенности) в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в своем заявлении адресованном суду, просил дело рассмотреть без участия представителя Администрации ЗАТО г.Железногорск.

Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Уставу Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № ...» по своей организационно-правовой форме является муниципальным образовательным учреждением, некоммерческой организацией. Учредителем МОУ СО школа №... является муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края в лице уполномоченного органа - Управления образования Администрации ЗАТО г.Железногорск.

Согласно Уставу, МОУ СО школа №... отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник - ЗАТО Железногорск.

Истцы ФИО0 и ФИО2 состоят в трудовых отношениях с МОУ СО школа №..., занимают должность учителя. В 2006-2007г.г. на основании соответствующих приказов руководителя МОУ СО школа №... им выплачивалось вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, на размер указанного вознаграждения начислялся районный коэффициент 20%.

Прокурор ЗАТО г.Железногорск, ссылаясь на нарушение трудовых прав истцов при выплате им заработной платы, просит взыскать с ответчика-работодателя, а при недостаточности денежных средств - взыскать в субсидиарном порядке - с собственника учреждения задолженность по указанным выплатам.

В силу ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. №850 (с изменениями от 07.09.2006) «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с 1 января 2006г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей.

Вознаграждение учителей за классное руководство предусматривается и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года №38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы».

Из содержания преамбулы, статей 8, 41, 54, 56, Закона Российской Федерации «Об образовании», следует, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных) цензов.

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающегося. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу статей 146, 315, 317 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.

Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года №311-П и от 13 ноября 1992 года №393 на территории отдельных городов и районов края установлен повышенный районный коэффициент - 1,3. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года №794 в южных районах Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Красноярского края.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчислении средней заработной платы» относятся и вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Суд помимо вышеизложенных нормативных положений руководствуется правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 августа 2007г. и от 01 октября 2008г.

Так, Верховный Суд РФ признал противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 11 Положения о выплате вознаграждения педагогическим работникам краевых государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 7 февраля 2007 г. № 26-п в той части, в которой он не предусматривает при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учитывать процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.

Кроме того, Верховным Судом РФ указано, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы.

Определением Верховного Суда РФ от 01 октября 2008г. оставлено без изменения Решение Красноярского краевого суда от 10 июня 2008 года, которым признан недействующим пункт 6 Порядка предоставления местным бюджетам муниципальных образований Красноярского края субвенций на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Красноярского края в той части, в которой он не предусматривает при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, учитывать процентную надбавку за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Красноярского края, а также районный коэффициент, установленный Красноярским краем.

Решением Железногорского городского суда от 12 февраля 2008г. признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацы 3 и 4 пункта 10 Порядка выплаты вознаграждения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края № 385 от 28 февраля 2007 года в той части, в которой они не предусматривают осуществление выплат вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации.

Таким образом, судебными решениями на основании анализа норм, регламентирующих соответствующие правоотношения, признано и подтверждено право истцов на получение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации.

Ответчиками указанное право истцов также не оспаривается.

Истцы имеют право на получение соответствующей процентной надбавки в общем размере 60%.

Истцам в период с 2006 года по 2007 год при выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя выплачивалась процентная надбавка в размере 20%.

Ответчиками не оспаривалось, что не начисление и не выплата процентной надбавки к выплате за классное руководство, в размере, установленном вышеназванными нормативными актами, являлось незаконным.

Размер задолженности по недополученным истцами суммам ответчиками также не оспаривался.

Учитывая указанные обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск о взыскании с работодателя - МОУ СО школа №... в пользу истцов задолженности по недополученным суммам заработной платы в размере, указанном в исковых заявлениях.

Суд полагает также обоснованными требования прокурора о взыскании с ответчика - Администрации ЗАТО г.Железногорск - указанных сумм задолженности в субсидиарном порядке при отсутствии у МОУ СО школа №... денежных средств.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу ст.20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом, что не оспаривается и ответчиком - Администрацией ЗАТО г.Железногорск - муниципальное учреждение - МОУ СО школа №... создано муниципальным образованием ЗАТО Железногорск Красноярского края. В лице муниципального образования Учредителем учреждения выступает Администрация ЗАТО г.Железногорск.

По мнению суда к ответственности по обязательствам - по выплатам сумм заработной платы - должны быть привлечены оба ответчика.

Исходя из смысла вышеназванных норм закона, МОУ СО школа №... несет ответственность в силу обязанности своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (ст.56 ТК РФ), недофинансирование учреждения со стороны собственника имущества не является основанием для освобождения МОУ СО школа №... от ответственности за неисполнение обязательств по трудовому договору.

Вместе с тем, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем) посредством передачи учреждению денежных средств. При недостаточности этих средств обязанности, вытекающие из трудовых отношений, в частности по заработной плате, возлагаются дополнительно на собственника (учредителя) в соответствии со ст.20 ТК РФ.

Такая ответственность для собственника (учредителя) наступает и в том случае, когда в нарушение установленного порядка финансирование не произведено либо произведено не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком - Администрацией ЗАТО Железногорск, что в 2006-2007г.г. финансирование вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки в размере, установленном законодательством производилось не в полном объеме.

Исходя из смысла положений ст.ст.38, 158, 289 БК РФ каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Следовательно, организация, финансируемая из муниципального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

У ответчика МОУ СО школа №... отсутствовали (и отсутствуют в настоящее время) денежные средства на соответствующие выплаты по заработной плате.

Отсутствие надлежащего бюджетного финансирования для выполнения МОУ СО школа №... своих обязательств по выплате заработной платы позволяет привлечь к дополнительной ответственности орган, не обеспечивший надлежащее бюджетное финансирование.

Исходя из положений статей 120, 399 ГК РФ правовой статус учреждения и неспособность отвечать по обязательству независимо от основания его возникновения являются условиями для субсидиарной ответственности собственника учреждения.

Суд не может признать основательными доводы ответчика - Администрации ЗАТО г.Железногорск об отсутствии оснований для привлечения Администрации в качестве ответчика.

Согласно п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

При этом недостаточность у МОУ денежных средств сама по себе не является основанием для отказа в иске к этому учреждению.

На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск удовлетворить.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...», а при недостаточности его денежных средств - в субсидиарном порядке - взыскать с Администрации ЗАТО Железногорск за счет казны муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края суммы задолженности по выплатам за выполнение функций классного руководства за период 2006-2007 годов в пользу ФИО0 8335 (восемь тысяч триста тридцать пять) рублей 20 копеек, в пользу ФИО2 8 289 (восемь тысяч двести восемьдесят девять) рублей 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 26 мая 2010 года.

Судья Железногорского городского суда

Красноярского края И.А.Андриенко

2-983/2010 ~ М-744/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УТКИНА ФАИНА УСМАНОВНА
ПРОКУРОР ЗАТО
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО
ШКОЛА № 104
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Андриенко Ирина Александровна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
19.04.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2010Передача материалов судье
22.04.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2010Судебное заседание
29.06.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2010Дело оформлено
03.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее