Решение по делу № 2-135/2018 ~ М-75/2018 от 29.01.2018

Дело № 2-135/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2018 года                 Советский районный суд Республики Крым в составе:

        председательствующего         – судьи Петровой Ю.В.

        при секретаре             – Трифоновой С.А.

        с участием:

        прокурора                 – Бойко Д.М.

        представителей ответчиков        – Усмановой Э.С., Яковенко Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Советский Советского района Республики Крым гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах Колесник Юлии Александровны к Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым об обеспечении лица, из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в интересах Колесник Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить Колесник Юлии Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, третье лицо Администрация Советского района Республики Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района Республики Крым проверки по факту соблюдения жилищных прав ребенка, оставшегося без родительского попечения, Колесник Юлии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что решением исполнительного комитета <адрес> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Довгань (Колесник) Юлия Александровна, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поставлена на квартирный учет и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в брак с ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь – ФИО4. В настоящее время истец с семьей проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована в ГБУ РК «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, иные объекты недвижимого имущества на территории Республики Крым у нее отсутствуют. На сегодняшний день истец жилой площадью не обеспечена, чем грубо нарушаются ее права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, администрацию Советского района Республики Крым предоставить Колесник Юлии Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Уточненные требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из х числа в Республике Крым» (далее – Закон РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014) органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью реализации указанных полномочий постановлением администрации Советского района от 25 августа 2016 года № 443 утвержден Порядок организации и осуществления администрацией Советского района Республики Крым отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно ст. 11 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетами соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Советом министров Республики Крым принято постановлением от 27 июля 2016 года № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок расходования субвенций). Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с указанным Порядком расходования субвенций и соглашением, заключенным между министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым.

При этом такое соглашение о предоставлении субвенции, в соответствии с п. 6.1 Порядка расходования субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года № 359, может быть заключено лишь при наличии расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленных п. 6 указанного Порядка.

Приложением № 1 к Приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27 июля 2016 года № 2667 утверждена форма типового соглашения о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, пп. 1.2. раздела 1 «Предмет соглашения» типовой формы соглашения предусматривает необходимость предоставления субвенции местному бюджету для приобретения жилья конкретным лицам из числа детей-сирот, таким образом, получателем субвенции являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, к тором относятся администрация Некрасовского сельского поселения Советского района и администрация Советского района Республики Крым.

Указанные обстоятельства послужили основанием для уточнения исковых требований.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточненное прокурором в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковое заявление, к участию в деле привлечен соответчик Администрация Советского района Республики Крым.

Истец Колесник Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования, заявленные прокурором в ее интересах, поддерживает в полном объеме.

В порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Прокурор Бойко Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью и дала пояснения, соответствующие уточненному исковому заявлению.

    Представитель ответчика администрации Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым Яковенко Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, сослалась на письменные возражения против исковых требований, из которых следует, что исковые требования прокурора являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению в виду того, что они противоречат действующему федеральному и республиканскому бюджетному законодательству и законодательству об общих принципах организации местного самоуправления, в частности противоречат требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указали, что при реализации переданных государственных полномочий Республики Крым по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам специализированных жилых помещений, администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым является получателем бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств в части предоставления субвенции бюджетам муниципальных образований не предоставление жилых помещений указанной категории лиц является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, которое не довело получателю бюджетных средств – администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, лимиты бюджетных обязательств, достаточные для исполнения переданных отдельных государственных полномочий Республики Крым. В связи с указанным считают, что администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым не является надлежащим ответчиком по делу.

        Представитель ответчика администрации Советского района Республики Крым Усманова Э.С. в судебном заседании исковые требования также не признала, просила в их удовлетворении отказать, сослалась на обстоятельства, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что на основании Закона Республики Крым от 01 сентября 2014 года № № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» (далее – Закон РК от 01 сентября 2014 года № 62-ЗРК) органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. На основании Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 45-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (далее – Закон РК от 18 декабря 2014 года № 45-ЗРК/2014), решения (внеочередного) пленарного заседания созыва <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» администрация <адрес> Республики Крым наделена государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

        Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым. Колесник (Довгань) Юлия Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в Список под номером .

        Считают несостоятельными доводы прокурора о том, что в законодательстве отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, поскольку дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в Список обеспечиваются жилыми помещениями по установленным правилам и согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, а также по мере предоставления субвенции на указанные цели.

        Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Субвенции из бюджета Республики Крым на приобретение жилых помещений указанной категории лиц расходуются муниципальными образованиями, исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.

        На проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджете Республики Крым предусмотрено бюджету муниципального образования на ДД.ММ.ГГГГ года – <данные изъяты> рублей, тогда как со стороны муниципального образования <адрес> была подана заявка на <данные изъяты> рублей, так как на момент подписания заявки (ДД.ММ.ГГГГ исх. ) право на получение жилого помещения в очередном финансовом году (ДД.ММ.ГГГГ году) возникало у человек.

        Согласно письму <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме удовлетворить поступившие от муниципальных образований заявки на ДД.ММ.ГГГГ года не представляется возможным и будут учтены при реализации данного мероприятия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

        В бюджете муниципального образования <адрес> Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ года и на плановый ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденном решением пленарного заседания созыва <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ на ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты>%, что подтверждает высокую степень дотационности района. Согласно утвержденному бюджету указанным решением, за счет средств федерального бюджета предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений указанной категории лиц в сумме <данные изъяты> рублей, которой не достаточно для реализации возложенных на администрацию <адрес> Республики Крым государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Финансирование расходов, связанных с выполнением указанных полномочий возможно лишь при выделении дополнительных средств на вышеуказанные цели. Основной проблемой в данном вопросе продолжает оставаться недостаточность объемов финансирования для решения жилищных вопросов всех лиц указанной категории, имеющих право на получение жилья, но еще его не получивших.

        Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются исковые требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.

        В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных нормативно правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями закреплено Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ 1 детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».

Согласно пункта 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере финансового надзора (п. 1 ст. 12 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014).

Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым (п. 1 ст. 11 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014).

В соответствии с пп. 2, 3, 4 ст. 11 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона, определяется из расчета доли ребенка-сироты, долей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений. Заявки, представленные органами местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Постановлением Правительства Республики Крым от 27 июля 2016 года № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенций бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений (далее – Порядок).

Указанный Порядок определяет механизм расходования субвенций в ДД.ММ.ГГГГ году из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - бюджетные средства), форму и порядок заключения соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также определяет форму заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 Порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).

При этом п. 6 данного Порядка устанавливает условия предоставления субвенции, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (пункты 7, 8, 9 данного Порядка).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО13 и после регистрации брака ей присвоена фамилия Колесник. В период брака у нее родилась дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13, 14).

Из материалов дела следует, что мать истца ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО6 лишен родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей: Довгань Юлии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11 – 12).

Таким образом, Колесник Ю.А. имеет статус ребенка, лишенного родительского попечения и на нее распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

На основании решения исполнительного комитета <адрес> сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» Довгань Юлия Александровна принята на квартирный учет как ребенок-сирота и ребенок, лишенный родительского попечения и включена в список граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений (л.д. 10).

        Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым. Колесник (Довгань) Юлия Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в Список под номером (л.д. 21 – 27).

На день рассмотрения дела в суде Колесник Ю.А. недвижимого имущества на территории Республики Крым не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в ГБУ РК «Центр <данные изъяты>» по адресу: <адрес> (л.д. 15, 20).

Таким образом, Колесник Юлия Александровна является лицом, имеющим право на получение жилья, в связи с чем, она должна быть обеспечена жилым помещением.

До настоящего времени соответствующее жилье истцу Колесник Ю.А. не предоставлено, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает необходимым указать на следующее.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом не принимаются во внимание доводы представителей ответчиков о том, что главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с законодательством является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, которое не довело до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, достаточные для исполнения переданных отдельных государственных полномочий Республики Крым, в связи с чем, они не имеют полномочий финансировать исполнение переданных им государственных полномочий Республики Крым, что приводит к невозможности исполнять отдельные государственные полномочия, переданные муниципальному образованию Законом № 46-ЗРК/2014, исходя из следующего.

В силу ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как указывалось судом выше в соответствии со ст. 9 Закона РК от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Именно ответчики в рамках предоставленных им полномочий обязаны были предоставить Колесник Ю.А. жилое помещение для проживания, однако по настоящее время этого не выполнили. При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, суд считает необходимым государственную пошлину отнести на счет государства.

    Полный текст мотивированного решения суда в порядке ч. 2 ст. 193, ч. 2 ст. 199 ГПК РФ составлен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 56, 61, 67, 98, 167, 173, 194 – 199, 209 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Советского района Республики Крым в интересах Колесник Юлии Александровны удовлетворить.

Обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым, администрацию Советского района Республики Крым предоставить Колесник Юлии Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Судебные расходы по делу отнести на счет государства.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья:                        Ю.В. Петрова

2-135/2018 ~ М-75/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колесник Юлия Александровна
Прокурор Советского района Республики Крым
Ответчики
Администрация Советского района Республики Крым
Администрация Некрасовского сельского поселения Советского района Республики Крым
Суд
Советский районный суд Республики Крым
Судья
Петрова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
sovetskiy--krm.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2018Передача материалов судье
31.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2018Подготовка дела (собеседование)
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Подготовка дела (собеседование)
06.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2018Дело оформлено
23.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее