Дело № 2-357/ 2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чердынь 18 июня 2013 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В.,
представителя заявителя ФИО5,
при секретаре Артёмовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <адрес> сельского поселения на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
У с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по ФИО2 краю ФИО6 вынесено постановление о взыскании с должника администрации <адрес> сельского поселения исполнительского сбора в сумме 5000 рублей.
С законностью указанного постановления должник не согласился, обратился в суд жалобой. Просит признать постановление незаконным, указав, что администрация <адрес> муниципального района обязана приобрести благоустроенное жилое помещение, а администрация <адрес> сельского поселения предоставить жилье по договору социального найма взыскателю ФИО7 Так как обязанность по приобретению жилого помещения за счет средств бюджета ФИО2 края не была исполнена администрацией <адрес> муниципального района, заявитель не мог исполнить указанные судебным приставом-исполнителем действия в установленный им срок.
В судебное заседание представитель заявителя доводы заявления поддержал, просит постановление отменить.
Судебный пристав-исполнитель, истец в судебное заседание не явились, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель <адрес>, представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения представителя заявителя, заключение прокурора, суд считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 5.04.2013) «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленным для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5 000 рублей.
Из материалов дела следует, что решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> муниципального района и администрацию <адрес> сельского поселения возложена обязанность по предоставлению ФИО7 во внеочередном порядке по договору социального найма, находящегося в черте <адрес> сельского поселения, благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств бюджета ФИО2 края, выделенных на эти цели.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Для исполнения указанного решения ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации <адрес> сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей, со ссылкой, что исполнительный документ администрацией <адрес> сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Постановление о взыскании исполнительского сбора согласно данным, представленным должником, получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает во внимание доводы заявления, что администрация <адрес> сельского поселения не могла исполнить решение суда в указанный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения.
Законом Пермского края от 27.04.2012 N 31-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" на территории Пермского края государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) путем предоставления жилого помещения по договору социального найма либо выплат на приобретение жилого помещения, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 №16-п утвержден порядок предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с которым, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от приобретения жилья за счет средств бюджета ФИО2 края. В течение установленного судебным приставом пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО7, реальное исполнение решения суда должником явилось невозможным вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Следует учесть, что исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления взыскателям по договору социального найма не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора.
Согласно справке финансового управления администрации <адрес> муниципального района, администрации <адрес> сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ г.г. целевые средства на приобретение жилья детям-сиротам из краевого и местного бюджетов не выделялись.
Исходя из вышеизложенного, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора является незаконным.
Кроме того, из материалов дела следует, что определением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанности по решению <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального района ФИО2 края и администрацией <адрес> сельского поселения по предоставлению ФИО7 жилого помещения, за счет средств бюджета ФИО2 края, отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся: - непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); - предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в «Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора", утв. ФССП РФ 23.12.2010 N 01-8, день прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
Учитывая, что судом была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, вынесение постановления о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным.
В данном случае у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для привлечения должника к публично-правовой ответственности, поскольку решение суда не исполнено им в силу не зависящих от него объективных причин, в связи с чем, правонарушение в процессе исполнительного производства им не совершено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Заявленные требования администрации <адрес> сельского поселения удовлетворить.
Постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по ФИО2 краю ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации <адрес> сельского поселения исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству № признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Е.В.Акладская