Дело № 2-362/2012
Решение
именем Российской Федерации
город Борзя 1 ноября 2012 года
Борзинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу – судьи Мороза А.М., при секретаре Федуриной Т.Л., с участием заявителя – Капарихи В.А., представителя начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения управления технического обеспечения Восточного военного округа – <данные изъяты> Милахина Д.С. и представителя командира войсковой части № – <данные изъяты> Сутулы С.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление <данные изъяты> Капарихи В.А. об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанных с отказом в выплате заявителю денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов,
установил:
Капариха В.А., проходящий военную службу по контракту в войсковой части № в должности командира инженерно-саперного взвода мотострелкового батальона, обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в командировке в войсковой части №, дислоцированной на <адрес>, где в составе специальной команды занимался утилизацией боеприпасов.
По окончании командировки командование войсковой части № направило командировочное удостоверение и соответствующие акты о ликвидации боеприпасов для согласования с соответствующими должностными лицами округа. Однако в сентябре 2012 года все документы, касающиеся выплаты Капарихе денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов за вышеуказанный период были возвращены заявителю без всяких согласований и ему было предложено обратиться в суд для взыскания причитающихся денежных средств.
В силу изложенного, Капариха просил признать вышеуказанные действия командира войсковой части № и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» незаконными и обязать их выплатить заявителю причитающиеся денежные средства.
В судебном заседании Капариха поддержал заявленные требования, пояснив при этом, что отказ в выплате ему денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов обусловлен тем, что в настоящее время существует два учреждения, осуществляющих финансирование Вооружённых Сил Российской Федерации: федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» и федеральное казённое учреждение «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», ни одно из которых не считает своей обязанностью производство Капарихе данной выплаты.
Принимая во внимание, что финансирование частей и подразделений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в Забайкальском крае, в 2011 году осуществлялось федеральным казённым учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица начальника данного учреждения.
Представитель начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Жеребцова В.И. требования заявителя не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку, как видно из представленных ею возражений, соответствующие документы, подтверждающие право Капарихи на получение выплат за утилизацию боеприпасов, в представляемое Жеребцовой учреждение не поступали и основания для их производства отсутствуют. Жеребцова, помимо этого, указала, что заявителем пропущен трёхмесячный срок на обжалование вышеуказанных действий должностных лиц и просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения управления технического обеспечения Восточного военного округа – <данные изъяты> Милахин Д.С. и командира войсковой части № – <данные изъяты> Сутула С.Г., каждый в отдельности, признавая безусловное право Капарихи на получение денежного вознаграждения за обезвреживание взрывоопасных предметов за вышеуказанный период, вместе с тем указали, что финансовые учреждения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие денежное обеспечение воинских частей, в том числе дислоцированных в Забайкальском крае, отказываются выплачивать данное вознаграждение за уничтожение взрывоопасных предметов военнослужащим из-за существующих между федеральным казённым учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» и федеральным казённым учреждением «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» разногласий по поводу их полномочий по её осуществлению, в связи с чем, все документы возвращаются этими учреждениями без регистрации и реализации.
По этой причине командование войсковой части № в сентябре 2012 года приняло решение возвратить военнослужащим, участвовавшим в уничтожении взрывчатых веществ в 2010-2011 годах документы, возвращённые без реализации для их взыскания в судебном порядке.
Надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания командир войсковой части № и начальник инженерных войск Восточного военного округа в суд не прибыли, об отложении слушания дела не просили, свои возражения не представили.
На основании вышеизложенного, с учетом мнения участников заседания, согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие данных должностных лиц.
Заслушав заявителя, представителей воинских должностных лиц, исследовав представленные ими доказательства и доводы проступивших возражений, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Часть 2 статьи 45 Конституции РФ определяет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин за защитой своих прав может обратиться с заявлением либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу государственной власти, органу местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как видно из заявления Капарихи, его показаний в судебном заседании, а также показаний представителя командира войсковой части №, все документы, касающиеся участия заявителя в уничтожении взрывчатых веществ были возвращены последнему в сентябре 2012 года. И именно в это время Капарихе было предложено взыскивать причитающиеся ему денежные средства в судебном порядке.
Таким образом, поскольку заявителю только в сентябре сего года были возвращены документы, подтверждающие его участие в уничтожении боеприпасов с истёкшими сроками эксплуатации, суд расценивает этот возврат как отказ в производстве выплаты Капарихе денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и приходит к выводу, что именно с сентября 2012 года начал течь срок на обжалование этих действий должностных лиц, не усматривая нарушения заявителем положений статьи 256 ГПК РФ.
Согласно п. 11 статьи 13 федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Пункт 143 приложения к приказу Министра обороны РФ № 200 от 30 июня 2006 года, действовавшего в период участия заявителя в мероприятиях по уничтожению взрывоопасных предметов, предписывал выплачивать военнослужащим, занятым проведением взрывных работ по уничтожению боеприпасов и их составных частей с истекшими гарантийными сроками хранения, хранящихся на складах, арсеналах и базах, денежное вознаграждение в размере 0,5 процента от оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) взвода за каждый обезвреженный (уничтоженный) взрывоопасный предмет, но не более 12 указанных окладов в месяц.
В соответствии с пунктом 146 названного выше приказа Министра обороны РФ указанная надбавка выплачивается военнослужащим по месту прохождения военной службы на основании приказа соответствующего командира о привлечении к работам по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов и надлежаще оформленных актов о выполнении указанных работ.
Персональный список военнослужащих, имеющих право на получение денежного вознаграждения, объявляется приказом командира воинской части с указанием количества обнаруженных и (или) обезвреженных (уничтоженных) взрывоопасных предметов каждым военнослужащим и суммы причитающегося им денежного вознаграждения.
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение решения Министра обороны Российской Федерации, в целях качественного выполнения задач по уничтожению артиллерийских боеприпасов, непригодных к боевому применению, Капариха назначен начальником боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно актам, утвержденным командиром войсковой части №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Капарихой уничтожено № боеприпасов.
Приказ командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ возлагает на Капариху обязанности начальника боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующими актами подтверждается уничтожение заявителем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № взрывоопасных предметов.
В соответствии с приказами командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, Капариха назначен начальником боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по актам, утвержденным этим же должностным лицом, уничтожил № боеприпасов.
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ и актами, утверждёнными этим же командиром, подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Капариха, назначенный начальником боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле, уничтожил № боеприпасов.
По приказу командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующим актам, утверждённым этим воинским должностным лицом, Капариха в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в уничтожении № боеприпасов, будучи начальником боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле.
Согласно приказу командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, и утверждённых им же актов, Капариха в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника боевой подгруппы по выполнению работ по погрузке, разгрузке и формированию зарядов на взрывном поле участвовал в уничтожении № боеприпасов.
Как видно из расчётов, произведённых командиром и главным инженером войсковой части № и соответствующих ходатайств, направленных ими для истребования денежных средств на выплату денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов военнослужащим, участвовавшим в подрыве боеприпасов, Капарихе надлежит выплатить за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей 95 копеек.
Данные расчёты нашли своё подтверждение и в ходе их проверки в судебном заседании специалистом ФИО5, указавшим, что с учётом налога на доходы физических лиц, заявителю надлежит перечислить на банковскую карту <данные изъяты> рублей 95 копеек.
Таким образом, суд считает установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Капариха, исполняя на основании приказов командира войсковой части №, обязанности по уничтожению артиллерийских боеприпасов, обезвредил, в общей сложности № боеприпасов, что подтверждается надлежащим образом оформленными актами, и, соответственно, имеет право на получение соответствующего денежного вознаграждения в общем размере <данные изъяты> рублей 95 копеек.
Доводы же представителя начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о необходимости отказать в удовлетворении требований заявителя в связи с отсутствием в указанном учреждении документов, подтверждающих обоснованность данной выплаты Капарихе, суд отвергает, как несостоятельные, поскольку обязанность оформления и представления документов, обосновывающих производство выплат военнослужащим, занятым проведением взрывных работ по уничтожению боеприпасов и их составных частей и истекшими гарантийными сроками хранения, хранящихся на складах, арсеналах и базах, приказом Министра обороны РФ № 200 от 30 июня 2006 года, возложено на соответствующих командиров частей, а не на самих военнослужащих.
Отсутствие же надлежащего взаимодействия между различными структурными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации не может служить основанием для нарушения прав этих военнослужащих.
Ввиду признания судом обоснованности требований заявителя и полного их удовлетворения в связи с этим, согласно ст. 98 ГПК РФ взыскание процессуальных издержек по делу надлежит осуществить с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Капарихи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ,
решил:Заявление <данные изъяты> Капарихи В.А. об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанных с отказом в выплате заявителю денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов – удовлетворить.
Действия командира войсковой части № и начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с отказом в выплате заявителю денежного вознаграждения за уничтожение взрывоопасных предметов, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части № и начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» устранить указанное нарушение.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Капарихи В.А. денежное вознаграждение за уничтожение взрывоопасных предметов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 95 копеек.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Капарихи В.А. 200 (двести) рублей – сумму понесённых им расходов, связанных с обращением в суд.
На решение в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Борзинский гарнизонный военный суд. Судья Борзинского гарнизонного военного суда А.М. Мороз