дело № 2-17/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИс. Брейтово 03 марта 2016 года
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., с участием истицы Тихомировой С.А., представителя ответчика Леметиной М.В., при секретаре судебного заседания Бобиной Л.Н., рассмотрев заявление Тихомировой С.А. к отделу ПФР в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области о признании недействительным решения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела ПФР в Брейтовском МР, включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, работы в должности медицинской сестры, нахождения на больничном по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца, включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода работы медицинской сестрой ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Тихомирова С.А. обратилась к отделу ПФР в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области с иском о признании недействительным решения начальника отдела ПФР в Брейтовском районе от ДД.ММ.ГГГГ №, включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов: прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования Тихомирова С.А. обосновала тем, что состоит в трудовых отношениях с ГУЗ ЯО «Брейтовская ЦРБ», работает в должности медицинской сестры. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел ПФР в Брейтовском МР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела ПФР в Брейтовском МР ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, периоды курсов повышения квалификации не были включены в специальный стаж, а периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком не были включены в стаж в кратном исчислении.
Данное решение, по мнению истицы не законно, поскольку на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, трудовые отношения с нею не прекращались, выплачивалась средняя заработная плата, производились соответствующие отчисления в фонд социального страхования и в пенсионный фонд.
В период нахождения на больничном по беременности и родам она состояла в трудовых отношениях с работодателем, за ней сохранялась заработная плата медицинской сестры, условия работы не менялись. Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. №375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающих право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, должно учитываться в том же порядке, как работа в которой предоставлены указанные отпуска.
В ходе производства по делу ДД.ММ.ГГГГ Тихомирова С.А. дополнила иск требованием о включении в специальный стаж для назначения пенсии периода работы в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в данный период она отрабатывала полную ставку по должности медицинской сестры.
ДД.ММ.ГГГГ Тихомирова С.А. уточнила иск и просила включить в специальный стаж <данные изъяты>, так как при суммировании она работала на полную ставку.
В судебном заседании Тихомирова С.А. иск поддержала по тем же основаниям. Дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> она работала медицинской сестрой в филиале Брейтовской ЦРБ Покрово-Ситского филиала. При этом на работу на 0,5 ставки медицинской сестры ее не переводили, по факту она отрабатывала в <данные изъяты>; в <данные изъяты> полный рабочий день, что видно из представленных ею лицевых счетов. Уточнив исковые требования в судебном заседании Тихомирова С.А. окончательно просила суд признать решение отдела ПФР в Брейтовском муниципальном районе об отказе во включении в специальный стаж спорных периодов недействительным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании подп. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(календарно); отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в кратном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца); работы в должности медицинской сестры Покрово- Ситского филиала Брейтовской ЦРБ в <данные изъяты> и назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании подп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Леметина М.В. иск не признала, она пояснила, что периоды прохождения курсов повышения квалификации не являются периодами работы по специальности, поэтому не подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком включены Тихомировой С.А. в стаж в календарном, а не льготном исчислении, поскольку в это время за ней сохранялись только трудовые отношения, однако лечебная деятельность ею не осуществлялась. Периоды работы Тихомировой С.А. в должности медицинской сестры в Покрово-Ситском филиале Брейтовской ЦРБ не подлежат зачету в специальный стаж, так как согласно справке работодателя выполнялись в режиме неполного рабочего дня. В связи с этим представитель ответчика считает, что Тихомировой С.А. было обосновано отказано в назначении досрочной страховой пенсии за недостаточностью специального стажа.
Третьи лица управление ПФР по Ярославской области и ГУЗ ЯО «Брейтовская ЦРБ»в суд своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела: копию трудовой книжки Тихомировой С.А., копию решения начальника отдела ПФР в Брейтовском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ №, копии свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации (л.д.10-13), справку ГУЗ ЯО «Брейтовская ЦРБ» о периодах работы Тихомировой С.А. (л.д.14-16), копию протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, мер государственной поддержки и социальных услуг граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, копии выписок из лицевых счетов, копию заявления о назначении пенсии, возражения ответчика на исковое заявление (л.д.71-72), протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, копии приказов по Брейтовской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ.№ и другие, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно положениям этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из копии трудовой книжки истицы (л.д.4-8), справки о работе Тихомировой С.А., предоставленной ГУЗ ЯО «Брейтовская ЦРБ» следует, что истица в периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности медицинской сестры Брейтовской ЦРБ. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, а период предшествующий указанным отпускам, исчислен в льготном порядке как год за год и 3 месяца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Согласно п. 2 указанного постановления работа в должности медицинской сестры в сельской местности подлежала зачету один год за один год и 3 месяца. П. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В силу изложенного, указанные периоды отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком, подлежали включению в стаж в льготном исчислении как один год за один год и три месяца, поэтому отказ ответчика в исчислении указанных выше периодов в льготном порядке является незаконным.
Отказ ответчика включить в специальный стаж Тихомировой С.А. периоды курсов повышения квалификации в календарном исчислении также незаконен. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Согласно ст. 72 ч.1 п. 2 Федерального закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским работникам предоставлено право повышать квалификацию за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а ст. 79 ч. 1 п. 8 названного выше Федерального закона медицинские учреждения обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежали включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Как видно из копии лицевого счета Тихомировой С.А. (л.д. 99), в ДД.ММ.ГГГГ ей начислялась заработная плата как по основной работе (медицинской сестрой Покрово- Ситского филиала Брейтовской ЦРБ), так и по совместительству. Из копии лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ видно, чтов ДД.ММ.ГГГГ Тихомировой С.А. также начислялась заработная плата как по основной работе так и по совместительству (л.д. 100-101), что не оспаривалось ответчиком. Исходя из совокупности доказательств: вышеназванных лицевых счетов, объяснений истицы, записей в ее трудовой книжки, указанных выше приказов, суд приходит к выводу, что и совмещение Тихомировой С.А. осуществлялось также по должности медицинской сестры, при этом в заявленные ею периоды она осуществляла работу в режиме полного рабочего дня, а не сокращенного. Суд учитывает также и то, что сведений о работе в режиме неполного рабочего дня представленные доказательства, в том числе те, на которые ссылается ответчик, не содержат. Исходя из содержания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ В.С.А. (после замужества Тихомирова С.А.) с ДД.ММ.ГГГГ была переведена в П-Ситский филиал на полную ставку (л.д.96). При таких обстоятельствах и в этой части иск Тихомировой С.А. подлежит удовлетворению. При зачете указанных выше периодов на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж работы Тихомировой С.А. составлял 24 года и 10 месяцев. Таким образом, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов, на день обращения Тихомировой С.А. за назначением пенсии и на день вынесения решения начальником отдела ПФР в Брейтовском районе об отказе в назначении пенсии право на досрочную страховую пенсию у Тихомировой С.А. не возникло. Вместе с тем, согласно ст. 22 ч. 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так как право на досрочную страховую пенсию у Тихомировой С.А. возникло с учетом заявленного ею иска с ДД.ММ.ГГГГ то суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить спорную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 98 ч. 1 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тихомировой С.А. удовлетворить.
Обязать отдел ПФР в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области включить Тихомировой С.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании подп. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды: курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца; работы в должности медицинской сестры Покрово-Ситского филиала Брейтовской ЦРБ в ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, признав решение отдела ПФР в Брейтовском муниципальном районе об отказе во включении Тихомировой С.А. указанных периодов курсов повышения квалификации и периодов работы медицинской сестрой в Покрово-Ситском филиале Брейтовской ЦРБ в календарном порядке, а отпусков по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии недействительным.
Обязать отдел ПФР в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области назначить Тихомировой С.А. досрочную страховую пенсию по старости на основании подп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с отдела ПФР в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области в пользу Тихомировой С.А. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Брейтовский районный суд.
Судья: Р.В. Савельев
Решение изготовлено 09.03.2016 г.