№2-5383/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Исаченко М.В.,
При секретаре Терзи Д.Л.,
С участием помощника прокурора г. Благовещенска - Маловичко Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в интересах Олениной Елены Анатольевны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Благовещенска, действующий в интересах Олениной Елены Анатольевны, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука незаконным, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что Оленина Е.А. является инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации она нуждается в технических средствах реабилитации - световой и вибрационный сигнализатор звука. Федеральный закон от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам возможности реабилитироваться, а именно устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. С *** обязанность по обеспечению Олениной Е.А. средствами реабилитации возложена на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Из заявления Олениной Е.А. следует, что она как инвалид состоит на очереди по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени не обеспечена ими. На основании изложенного, прокурор г. Благовещенска просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором г. Благовещенска исковых требованиях, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены взятые на себя обязательства по обеспечению средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует.
Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представители ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Министерство социальной защиты населения Амурской области с исковыми требованиями прокурора г. Благовещенска не согласилось, в обоснование своей правовой позиции в возражениях от *** указало, что бездействием в силу законодательства РФ признаётся непринятие мер для исполнения возложенных на государственный орган задач и функций. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке определяемом Правительством Амурской области. В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и на инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. Министерством в конце января *** года было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Из прокуратуры Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** N257. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе средств технической реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона № 94-ФЗ путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона № 94-ФЗ может быть заключён на закуп одноимённых товаров в квартал на сумму не более 100 тысяч рублей. С учётом указанной нормы Закона № 94-ФЗ министерством в *** года был заключён договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью (договор *** от ***). Во *** года был заключён договор на услуги по изготовлению протезами нижних конечностей (в том числе чехлами) на сумму *** рублей (договор *** от ***), договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** (договор *** от ***) и договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму *** рублей (договор *** от ***). Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноимённых товаров «аппаратура медицинская». Для удовлетворения потребностей 152 граждан, обратившихся за сигнализатором звука с вибрационной и световой индикацией, министерством в рамках Закона № 94-ФЗ в настоящее время подготавливается документация для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона. С победителем электронного аукциона министерством будет заключён государственный контракт в установленный Законом № 94-ФЗ срок. Оленина Е.А. будет обеспечена сигнализатором звука с вибрационной и световой индикацией в порядке очерёдности, в зависимости от даты постановки его на учёт в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от *** N257. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определён срок в течение, которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает.
Позиция правительства Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому, соглашением, заключенным между министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области Правительству Амурской области с *** была передана часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Органом, уполномоченным на исполнение переданных полномочий действительно является министерство социальной защиты населения области. Обеспечение техническими средствами реабилитации началось сразу после передачи полномочий, данные об обеспечении граждан средствами реабилитации будут представлены министерством социальной защиты населения Амурской области. Обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществляется по заявлениям граждан. В связи с чем, необходимо установить, когда именно заявление со всеми необходимыми документами поступило в ГУ Амурское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ и передано в министерство социальной защиты населения. Также указывалось, что необходимо учитывать положения ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которым четко определены сроки проведения процедур закупки и заключения государственных контрактов.
Из письменных пояснений Управляющего ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от *** следует, что в период с *** года по *** год региональное отделение обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С *** в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта Российской федерации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно - ортопедическими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности.
Статьями 2, 10 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ ***-р от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам технические средства реабилитации в порядке, определяемом правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.
Как следует из материалов дела Оленина Елена Анатольевна является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ серии *** ***.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Олениной Елены Анатольевны усматривается, что ей установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - сигнализаторами звука световым и вибрационным, телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Оленина Е.А. принята на учет для получения технических средств реабилитации.
Из материалов дела усматривается, что сведения о Олениной Е.А. как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***
Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).
В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).
Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено, что Оленина Е.А. длительное время не обеспечена средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** г. она не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом не могут быть приняты во внимание возражения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области и Правительства Амурской области о том, что принимаются все необходимые меры для обеспечения инвалидов области средствами технической реабилитации - разработка Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, проведение мониторинга цен на средства технической реабилитации, совершение действий по заключению государственных контрактов на поставку ТСР, подготовка документации для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона, заключение договоров на поставку ТСР, совершение которых подтверждено документами, представленными ответчиком, поскольку проводимые меры на момент рассмотрения настоящего спора не обеспечили реального предоставления Олениной Е.А. сигнализаторов звука световых и вибрационных, либо возможности назвать конкретные сроки обеспечения указанного инвалида техническими средствами реабилитации, а, следовательно, по мнению суда, являются недостаточными.
Суд также полагает несостоятельной ссылку представителя Министерства социальной защиты населения на отсутствие в законодательстве РФ сроков, в течение которых инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации. Вместе с тем, как указывалось выше, исходя из предназначения средств технической реабилитации, целей реабилитации инвалидов и смысла социальной поддержки инвалидов как таковых предоставление инвалиду необходимых средств технической реабилитации должно осуществляться во всяком случае в разумные сроки, которые в отношении Олениной Е.А. нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Олениной Елены Анатольевна техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука, незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Оленину Елену Анатольевну техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: М.В. Исаченко