Мотивированное решение составлено 13 мая 2015 года
Дело № 2-894/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
08 мая 2015 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре судебного заседания Серяковой А.В., с участием
заявителя Павлова А.О., его представителя Кривощапова Д.В.,
представителя заинтересованного лица Кириллова М.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Павлова А. О. о признании незаконным отказа в государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области,
установил:
Павлов А.О. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: дом сторожа и инвентаря, расположенный по адресу: <адрес>,
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области зарегистрировать за ним право собственности на объект недвижимости: дом сторожа и инвентаря, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование требований заявитель ссылался на следующие обстоятельства. дата он обратился в Березовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: дом сторожа и инвентаря, расположенный по адресу: <адрес>. Помимо заявления и документа об оплате государственной пошлины для государственной регистрации заявитель представил правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества (договор аренды от дата, дополнительное соглашение к нему от дата и соглашение об уступке прав арендатора от дата), и документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимости (декларация об объекте недвижимого имущества). дата он получил сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на указанный объект недвижимости с указанием причины такого отказа: «не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом для государственной регистрации права, в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителей». Заявитель считает данный отказ в государственной регистрации прав незаконным и необоснованным. В сообщении об отказе не указано, какие документы в соответствии с требованиями закона о регистрации прав он должен был представить. Заявитель полагает, что он представил все необходимые в соответствии с Законом о регистрации прав документы. Пунктом 5 статьи 25.3 Федеральной закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что истребование от заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности не допускается. В сообщении об отказе в государственной регистрации прав указано, что заявителю необходимо представить также документы, подтверждающие, что объект недвижимости, за регистрацией права собственности на который он обращается, является объектом вспомогательного назначения. При этом регистратор не указывает, на основании чего и какие именно документы он должен был представить, обосновывая свое требование письмом Минрегиона России от 25.06.2009 № 19669-ИП/08, в котором со ссылкой на ГОСТ 27751-88 дается понятие сооружения вспомогательного использования как сооружения пониженного уровня ответственности. То есть, по мнению государственного регистратора, должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие заявленного объекта требованиям ГОСТ 27751-88. Вместе с тем, ГОСТ 27751-88 отменен с 01.09.2011 приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-с, соответственно позиция Минрегиона России, изложенная в письме, на которое ссылается регистратор, не может считаться обоснованной. Пунктом 9.1 ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» предусмотрено, что пониженный уровень ответственности относится к теплицам, парникам, мобильным зданиям (сборно-разборные и контейнерного типа), складам временного содержания, бытовкам вахтового персонала и другим подобным сооружениям с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Построенное заявителем на земельном участке сооружение дом сторожа и инвентаря является именно таким объектом. Оно предназначено для хранения строительного инвентаря и временного пребывания в нем рабочих(1 этаж), а в их отсутствие, сторожа (2 этаж) на период строительства на земельном участке основного объекта в соответствии с его целевым назначением: для строительства базы отдыха. Государственный регистратор, ссылаясь на статью 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что критерием отнесения строения к вспомогательным, является наличие на земельном участке основного строения, к которому «новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию», однако данный подход заявитель находит необоснованным, поскольку Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» прямо рассматривает вспомогательные объекты (объекты пониженного уровня ответственности) как объекты, предназначенные для строительства и реконструкции основного здания, то есть данные объект могут быть возведены ранее основного строения. Заявитель полагает, что ему отказано в государственной регистрации прав в связи с тем, что он не предоставил документы, необходимость предоставления которых не предусмотрена действующим законодательством, при этом сам государственный регистратор не обосновал, на основании чего и какие именно документы должны были быть им представлены.
В судебном заседании заявитель Павлов А.О., его представитель Кривощапов Д.В. требования заявления поддержали, дополнительно суду пояснили, что заявитель обращался с заявлением о регистрации права собственности в порядке статьи 25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документы, которые запрашивал регистратор, у них отсутствуют, поскольку строение является объектом вспомогательного назначения. Государственный регистратор вышел за пределы своих полномочий. У него было достаточно оснований для регистрации за заявителем права собственности на указанный объект.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Кириллов М.В. в судебном заседании с заявлением не согласился, суду пояснил, что Павлов А.О. обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: дом сторожа и инвентаря, площадью *** кв. м, расположенный на земельном участке, имеющем разрешенное использование – для размещения базы отдыха, площадью *** кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В качестве документа-основания на государственную регистрацию представлена декларация об объекте недвижимого имущества от дата. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию вышеуказанного здания на государственную регистрацию не представлены. В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технологический регламент безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
-здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
-здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
- здания и сооружения вспомогательного использования, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительтва. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации). На земельном участке с кадастровым номером № не имеется каких-либо зданий, строений. Факт того, что объект недвижимости, за регистрацией права собственности на который обратился заявитель, является объектом вспомогательного назначения, заявителем не подтвержден. Из представленных на регистрацию документов не следует, что данное здание имеет вспомогательное назначение. Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, государственным регистратором был направлен запрос в комитет по архитектуре и градостроительству Березовского городского округа, из ответа на который следовало, что за разрешением на строительство, разрешением на ввод в эксплуатацию указанного объекта никто не обращался, заключение о том, что объект имеет вспомогательное назначение, дать не представляется возможным по причине отсутствия проектной документации и информации о других строениях на данном земельном участке. Таким образом, государственным регистратором приняты все необходимые меры для получения дополнительной информации об объекте недвижимости, а именно: сделан запрос в орган местного самоуправления, заявитель уведомлялся о причинах приостановления регистрации и о возможности представить дополнительные доказательства наличия оснований для регистрации прав. Какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что вышеуказанный объект является объектом вспомогательного назначения, заявителем самостоятельно не представлено. По истечении срока регистрации и приостановления, причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были. На государственную регистрацию не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав как в порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации прав, так и в порядке статьи 25 данного закона. Следовательно, обжалуемый отказ в государственной регистрации права собственности является законным и обоснованным.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пункта 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно пункту 4 данной нормы суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер №, относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения базы отдыха, площадь *** кв. м., сведения о правах отсутствуют.
По договору аренды земельного участка №, заключенному дата между Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа (арендодатель) и В. (арендатор) на основании постановлений администрации Березовского городского округа № от дата, № от дата, вышеуказанный земельный участок был предоставлен в аренду В. на срок с дата по дата.
На основании соглашения о перемене лиц в обязательстве по договору долгосрочной аренды земельного участка, заключенного дата между Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа (арендодатель), В. (арендатор 1), Павловым А.О. (арендатор 2), В. уступил Павлову А.О. все свои права и обязанности по договору № от дата долгосрочной аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью *** кв. м.
Из пояснений заявителя Павлова А.О. следует, что на указанном земельном участке в дата году он возвел двухэтажное строение - дом сторожа и инвентаря, общей площадью *** кв. м.
Установлено судом, подтверждается материалами дела, что дата Павлов А.О. обратился в Березовский отдел Управления Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание нежилого назначения, площадью *** кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, приложив к заявлению договор аренды от дата, дополнительное соглашение от дата, соглашение от дата, декларацию об объекте недвижимого имущества.
Из дела правоустанавливающих документов на нежилое здание по адресу: <адрес>, следует, что дата государственная регистрация права собственности на данный объект недвижимого имущества была приостановлена на срок до дата в связи с необходимостью подтверждения статуса данного нежилого помещения как объекта вспомогательного использования, для строительства которого не требуется выдача разрешения на строительство.
Государственный регистратор направил запрос в администрацию Березовского городского округа с просьбой предоставить информацию о том, является ли вышеуказанный объект недвижимого имущества объектом вспомогательного использования, а если не является, то выдавалось ли администрацией Березовского городского округа разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию здания сторожа и инвентаря, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата заявителю было разъяснено право представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации права либо иной документ, например, заключение специализированной организации по подготовке проектной документации, подтверждающий, что данный объект является объектов вспомогательного использования.
В последующем с дата государственная регистрация права собственности заявителя на объект недвижимого имущества была вновь приостановлена на срок до дата в связи с непоступлением ответа на запрос из администрации Березовского городского округа. Заявителю повторно разъяснено право на предоставление дополнительных доказательств наличия у него оснований для государственной регистрации права.
Согласно ответу администрации Березовского городского округа от дата за разрешением на строительство, разрешением на ввод в эксплуатацию объекта – дом сторожа и инвентаря, площадью *** кв. м, по адресу: <адрес>, в администрацию Березовского городского округа никто не обращался, разрешения не выдавались. Поскольку в администрации Березовского городского округа отсутствует проектная документация, а также информация о других строениях на данном участке, дать заключение о том, что данный объект является объектом вспомогательного использования, не представляется возможным.
дата Управлением Росреестра по Свердловской области Павлову А.О. отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федеральной закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 2 данной статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Из пояснений заявителя следует, что дом сторожа и инвентаря, в государственной регистрации права собственности на который ему было отказано, является объектом вспомогательного назначения, необходимого для хранения инвентаря и нахождения рабочих в период строительства основного строения, а также сторожа, в связи с чем разрешение на строительство данного объекта он не получал.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на данный объект должна проводиться в порядке статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 5 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что Управлением Росреестра по Свердловской области необоснованно предлагалось ему представить дополнительные документы, подтверждающие, что возведенный им объект является объектом вспомогательного назначения, суд отклоняет.
Пункт 5 запрещает истребовать у заявителя дополнительные документы для государственной регистрации права собственности на объекты, указанные в пункте 1 статьи 25.3 Закона о регистрации, в данном случае, на созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. Однако данный пункт 5 статьи 25.3 действует после того, как заявитель доказал, что для строительства данного объекта не требуется выдача разрешения на строительство, в данном случае, что объект является объектом вспомогательного назначения.
Согласно письму Минрегиона России от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Из документов, представленных заявителем на государственную регистрацию достоверно не следует, что созданный им объект - двухэтажный дом сторожа и инвентаря, площадью 72 кв. м, является объектом вспомогательного назначения. Оснований полагать, что существуют ограничения по сроку его службы или по сроку пребывания в нем людей, а также что данный объект связан с осуществлением строительства или реконструкции зданий и сооружений расположенных на земельном участке, по отношению к которым данное строение выполняет вспомогательную функцию, не имеется.
Поскольку на основании ответа администрации Березовского городского округа установить, что дом сторожа и инвентаря, о государственной регистрации права на который просил заявитель, является объектом вспомогательного назначения, невозможно, что этом сам заявитель дополнительных документов, подтверждающих данное обстоятельство, на государственную регистрацию не представил, несмотря на неоднократное разъяснение ему государственным регистратором такого права, суд приходит к выводу, что отказ в государственной регистрации права, оспариваемый заявителем, принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Павлова А.О. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░/░ /░.░. ░░░░░░░░/
***
***
***
***
***
***
***