Дело № 2-508/17.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 июня 2017 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.И.
при секретаре Шишулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева И. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) об обязании включить в стаж период работы и назначении пенсии,
установил:
Васильев И.А. обратился в суд с названным заявлением по тем основаниям, что ответчиком ему отказано во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ПМК-114, переименованным в АОЗТ «Медвежьегорскстрой», в связи с тем, что на оттиске печати об увольнении значится АО «Медвежьегорскстрой», а сведения о переименовании АОЗТ «Медвежьегорскстрой» в АО «Медвежьегорскстрой» отсутствуют. Просит обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ПМК-114 в должности плотника-бетонщика, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснил, что на предприятии была неправильно изготовлена печать, на которой было указано акционерное общество (АО) «Медвежьегорскстрой», а не акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Медвежьегорскстрой», то есть была печать без указания вида акционерного общества. В спорный период работал плотником-бетонщиком на объектах, организация всегда находилась в г. Медвежьегорске.
Представитель ответчика по доверенности Верещагина И.В. в судебном заседании требования не признала, поддержала позицию, изложенную в решении об отказе в назначении пенсии, дополнительно пояснила, что с учетом спорного периода у истца возникнет право на назначение пенсии.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с последующими его изменениями и дополнениями, г. Медвежьегорск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Часть 1 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Аналогичные нормы о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости предусматривались и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующим государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе в связи с работой в районах КС и приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем указанные Правила № 516 вступили в силу с 25.07.2002.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В период работы истца действовали Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
С 01.06.1993 введен в действие Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии со ст. 25 которого в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается пенсия: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статья 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими изменениями) предусматривала аналогичные положения для назначения пенсии в связи с работой в МКС и на Крайнем Севере, как и в ст. 25 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно правовой позиции выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, является таким ограничением конституционного права, которое не может быть оправдано указанными в статье 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Учитывая изложенное, следует признать, что для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях действующим в период работы истца законодательством не было предусмотрено обязательной полной занятости, то есть не менее 80 % рабочего времени.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Судом установлено, что решением комиссии от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ПМК-114 треста Кондопожстрой, которая была переименована в Государственное строительное монтажное предприятие ПМК-114, а затем в АОЗТ «Медвежьегорскстрой», поскольку на оттиске печати об увольнении значится АО «Медвежьегорскстрой», а сведения о переименовании в АО отсутствуют. Страховой стаж истца составил - <...> при требуемом стаже - 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил - <...>, что менее требуемого - 20 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
Из трудовой книжки истца следует, что ХХ.ХХ.ХХ он принят в ПМК-114 треста Кондопожстрой плотником-бетонщиком, ХХ.ХХ.ХХ ПМК-114 треста Кондопожстрой переименовано в Государственное строительное монтажное предприятие ПМК-114, ХХ.ХХ.ХХ ГСМП ПМК-114 переименовано в АОЗТ «Медвежьегорскстрой», ХХ.ХХ.ХХ уволен по переводу в филиал «Заонежьестрой».
Как следует из исторической справки архива МКУ «Административно-хозяйственное управление» от ХХ.ХХ.ХХ ГППМК-114 на базе имущества передвижной механизированной колонны № 114 треста «Кондопожстрой» отделилось как самостоятельной предприятие от треста «Кондопожстрой» с ХХ.ХХ.ХХ. Свидетельством о государственной регистрации предприятия, выданным на основании постановления мэрии Медвежьегорского района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ..., подтверждается регистрация акционерного общества закрытого типа «Медвежьегорскстрой». На основании постановления главы местного самоуправления Медвежьегорского района от ХХ.ХХ.ХХ № ... зарегистрированы изменения в устав АОЗТ «Медвежьегорскстрой», в соответствии с которыми предприятие было переименовано в ЗАО «Медвежьегорскстрой». Определением Арбитражного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ завершено конкурсное производство в отношении ЗАО «Медвежьегорскстрой», ЗАО «Медвежьегорскстрой» ликвидировано.
Согласно справке архива отдела Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и ГКУ РК «Национальный архив Республики Карелия» документов по предприятию ПМК-114 не поступало. При этом суд учитывает отсутствие вины истца в том, что ликвидационной комиссией и конкурсным управляющим не были сданы первичные документы о трудовой деятельности работников в архив и сейчас не имеется возможности получить уточняющие справки из архива.
Указанные обстоятельства также не противоречат показаниям свидетелей П., Т., В., которые подтвердили работу в спорный период совместно с истцом в ПМК-114 в г. Медвежьегорске, которое в 1992 году было преобразовано из ПМК-114 треста «Кондопожстрой» в Государственное строительно-монтажное предприятие ПМК-114, в 1993 году в АОЗТ «Медвежьегорскстрой», а в 1996 году предприятие стало именоваться ЗАО «Медвежьегорскстрой», просто акционерным обществом ПМК-114 не было никогда, но была изначально сделана неправильная печать у предприятия, на которой не был указан вид акционерного общества, на оттиске было указано АО «Медвежьегорскстрой», что создавало и создает проблемы бывшим работникам ПМК-114, работа истца в ПМК-114 в г. Медвежьегорске носила стабильный и постоянный характер.
Показаниям данных свидетелей у суда не имеется оснований не доверять, они подтверждены материалами дела, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, согласно информации, имеющейся у ответчика в наблюдательном деле страхователя (работодателя) – АОЗТ «Медвежьегорскстрой», и ГСМП ПМК-114, и АОЗТ «Медвежьегорскстрой», и ЗАО «Медвежьегорскстрой» в период работы истца производило начисление и уплату страховых взносов за работников предприятия, заработная плата работникам предприятия начислялась. Сведений о неведении финансово-хозяйственной деятельности предприятия в наблюдательном деле не имеется, как и не имеется сведений о переименовании предприятия в АО «Медвежьегорскстрой».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорный период работы истца в ПМК-114 подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по ведению трудовых книжек, проставлению печатей с неточным наименованием предприятия и передаче в архив документов по трудовой деятельности работников не может являться препятствием к осуществлению гражданином своих прав на пенсионное обеспечение.
Васильев И.А. ХХ.ХХ.ХХ обратился с письменным заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку в судебном заседании установлено, что основанием для отказа в назначении досрочной пенсии служит то, что указано в решении ответчика от ХХ.ХХ.ХХ и чему судом уже дана оценка выше, принимая во внимание, что с учетом спорного периода у истца будет иметься необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет, необходимого возраста 55 лет истец достиг ХХ.ХХ.ХХ суд считает необходимым обязать ответчика назначить Васильеву И.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд также взыскивает с ответчика понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска госпошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Васильеву И. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ПМК-114 треста «Кондопожстрой» в должности плотника-бетонщика.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) назначить Васильеву И. А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с ХХ.ХХ.ХХ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в пользу Васильева И. А. расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Макарова
Решение в окончательной форме принято 15.06.2017.