№2-388/18-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2016 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,
при секретаре Барковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толмачевой <данные изъяты> к ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений за умершее застрахованное лицо,
УСТАНОВИЛ:
Толмачева Т.И. обратилась в суд с иском к УПФР по <адрес> и <адрес> о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений за умершее застрахованное лицо – супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указала, что он был застрахован в органах Пенсионного фонда РФ, за него осуществлялась уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и, соответственно, сформировались пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета умершего. В установленный 6-месячный срок она не могла юридически оформить свои права на средства накоплений, поскольку не знала о наличии таковых у умершего, а также о праве на получение данных накоплений. При этом ее никто не извещал о возможности реализации данного права.
В ходе рассмотрения дела была произведена замена ответчика на ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ».
В судебном заседании Толмачева Т.И. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Третье лицо Толмачев А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ОАО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие. При этом в письменном отзыве каких-либо возражения против удовлетворения заявленных требований не заявил.
Третье лицо Чвыкова Н.В., надлежаще извещенная о рассмотрении дела, не явилась, ранее обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором не возражала против удовлетворения иска, указывая, что на получение средств пенсионных накоплений не претендует.
Третье лицо Толмачева З.Г., надлежаще извещена о рассмотрении дела, не явилась, о причинах неявки суд не известила.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абз.5 п.2 ст.36.5 ФЗ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае наступления, в том числе, смерти застрахованного лица.
В соответствии с п.3 этой же нормы закона в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по этому основанию фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, а в случае, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный ст.5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Судом установлено, что ФИО1, являвшийся застрахованным лицом по договору об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии II-ЖТ №.
На момент смерти в специальной части его индивидуального лицевого счета имеется сумма пенсионных накоплений, о чем свидетельствует выписка по счету по договору ОПС.
Смерть застрахованного лица ФИО1 наступила до назначения ему накопительной пенсии. Заявление о распределении средств пенсионных накоплений застрахованным лицом при жизни в негосударственный пенсионный фонд не подавалось.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменным отзывом ответчика.
Также судом установлено, что истец Толмачева Т.И. является супругой умершего ФИО1, что подтверждено свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, третьи лица – Толмачев А.В. и Чвыкова Н.В. – детьми умершего, третье лицо Толмачева З.Г. – матерью, а потому они в силу ФЗ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» являются правопреемниками умершего застрахованного лица.
При этом Толмачев А.В. и Чвыкова Н.В. отказались от своего права на получение средств пенсионных накоплений за умершее застрахованное лицо, от Толмачевой З.Г. самостоятельных требований относительно предмета спора не заявлено.
В соответствии с п.6 ст.36.21 ФЗ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 г. №710 (далее – Правила выплаты).
Пунктом 3 ст.36.21 ФЗ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и п.9 Правил выплаты установлено, что обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Аналогичные положения были закреплены и Правилами выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, утв.Постановлением Правительства от 03.11.2007 г. №742, действовавшими на день смерти ФИО1 и до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ввиду реорганизации НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд, обязательства по обязательному пенсионному страхованию перешли к созданному ОАО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ».
Из материалов дела и объяснений истца следует, что Толмачева Т.И. в установленный действующим законодательством срок с заявлением в ОАО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» не обращалась, так как о возможности получения пенсионных накоплений, учтенных на лицевом счете умершего, ей стало известно уже по истечении 6 месяцев со дня смерти супруга.
При этом самим ОАО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», на которого законом возложена обязанность по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений застрахованного лица, не предпринималось никаких мер по извещению правопреемников умершего ФИО1 ввиду отсутствия прямого указания на таковых в заключенном договоре.
А потому, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истец пропустила срок для обращения в ОАО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица - супруга по уважительной причине и данный срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Толмачевой <данные изъяты> удовлетворить.
Восстановить Толмачевой <данные изъяты> срок для обращения в ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: