№ 2-130/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 28 апреля 2016 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Буканова Х.Г.,
при секретаре Саетовой Г.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Кушнаренковского района РБ Азнабаева В.Х.,
истца С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к М. о взыскании морального и материального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с иском к М. о взыскании морального и материального вреда, причиненного преступлением.
В обоснование исковых требований указал, что приговором Кушнаренковского районного суда РБ от ДАТА М. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДАТА приговор Кушнаренковского районного суда РБ от ДАТА изменен, назначенное наказание снижено до 6 лет 8 месяцев лишения свободы. В остальной части приговор суда оставлен без изменения.
Он (С.) перенес моральные страдания, выраженные в душевных переживаниях, поскольку потерпевший является его братом, с которым он вырос в одной семье. Они систематически общались между собой, в сложных жизненных ситуациях помогали друг другу.
Моральный вред, подлежащий взысканию с М. в его пользу он оценивает в размере <данные изъяты> рублей.
До настоящего времени ответчик не предпринял никаких мер со своей стороны, направленных на добровольное возмещение вреда, причиненного им в результате совершенного преступления в отношении брата.
При встрече с ответчиком он (С.) предъявлял к нему свое требование о возмещении морального и материального вреда, но ответчик сказал, что у него нет средств для возмещения вреда.
Кроме морального вреда, он понес и материальные затраты, которые выразились в организации похорон брата в размере <данные изъяты> рублей.
В своем заявлении и судебном заседании истец С. просит суд взыскать с М. в его (С.) пользу <данные изъяты> рублей в возмещение морального вреда и <данные изъяты> рублей в возмещение материального ущерба.
Ответчик М. отбывает наказание в ФКУ <адрес>. В своем заявлении ответчик М. исковые требования С. не признал.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела № 2-130/2016, суд приходит к следующему.
Приговором Кушнаренковского районного суда РБ от ДАТА М. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДАТА приговор Кушнаренковского районного суда РБ от ДАТА изменен, назначенное наказание снижено до <данные изъяты> лишения свободы. В остальной части приговор суда оставлен без изменения.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от ДАТА №, согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из содержания п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» следует, что согласно статье 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается:
а) утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом надлежит учитывать, что в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья;
б) расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.). Судам следует иметь в виду, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье гражданина является нематериальным благом, защита которых производится в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что в результате преступных действий ответчика М. С. были причинены физические и нравственные страдания в связи со смертью брата и эмоциональными переживаниями.
При определении размера компенсации морального вреда суд считает, что требуемая истцом сумма компенсации <данные изъяты> рублей явно завышена, поэтому с учетом характера причиненных потерпевшему С. физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, его имущественного положения, а также требований разумности и справедливости, суд уменьшает сумму компенсации морального вреда до <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
Согласно накладной № и товарного чека от ДАТА, истец С. оплатил ИП Н. за приобретение ритуальных принадлежностей <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ответчика М.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С. к М. о взыскании морального и материального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.
Взыскать с М. в пользу С. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кушнаренковский районный суд РБ в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Буканов Х.Г.