Решение по делу № 2-383/2019 (2-3784/2018;) ~ М-3542/2018 от 23.11.2018

Дело № 2-383/2019

УИД 24RS0024-01-2018-004538-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2019 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Копыловой М.Н.,

при секретаре Курцевич И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камаева Рашита РХ к Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав,

УСТАНОВИЛ:

Камаев Р.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав, свои требования мотивировал тем, что по договору аренды от 04.05.2012 г. МКУ КУМИ г. Канска ему предоставлен в аренду сроком на 3 года для продолжения строительства индивидуального жилого дома земельный участок, площадью 1259 кв.м., по адресу: <адрес> на предоставленном земельном участке собственными силами и за счет собственных средств был выстроен жилой дом, в последующем на который зарегистрировал право собствености. 18.09.2018 г. за № 2265 КУМИ г. Канска был дан отказ в заключении договора купли - продажи земельного участка, мотивированный тем, что земельный участок с кадастровым номером является земельным участком с особыми условиями использования, в частности, с запретом строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведения ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Земельный участок площадью 1259+/-4 кв.м. кадастровый по адресу: <адрес>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, сведения о правах, в том числе об обременениях отсутствуют. Строительство жилого дома завершено в 2012 году, жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: площадь 321,9 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>. Спорный земельный участок является муниципальной собственностью, не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты. Истец полагает, что установленные ограничения прав в отношении арендованного земельного участка незаконны, нарушают его права, препятствуют истцу на выкуп земельного участка. Истец просит, признать земельный участок площадью 1259 кв.м. с кадастровым номером , разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес> свободным от ограничений прав, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, п. 12 – запретная зона военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий; прекратить обременение прав в отношении спорного участка, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на указанный земельный участок.

В судебном заседании истец Камаев Р.Х. личного участия не принимал, представитель истца Ветров Е.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в полном объеме, пояснив, что Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 начало действовать с 15.05.2014 г., то есть после даты формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка и предоставления данного участка в аренду истцу, и, тем более, после того, как истец построил на указанном земельном участке жилой дом, зарегистрировав право собственности на него. Об установлении запретной зоны истца никто не уведомлял, на момент предоставления земельного участка о данном ограничении ни кто не предупреждал и в документах на земельный участок данные ограничения не указаны.

Представители ответчиков - Департамента имущественных отношений МО РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств не заявляли.

Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Голобокова И.А. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела по существу иска пояснила, установления ограничений в отношении спорногот земельного участка после передачи его в аренду истцу, правового значения не имеет, поскольку не изменяет особые условия использования земельного участка, просил в требованиях отказать.

Представители третьих лиц – ФГБУ «ФКП Ростреестра», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, войсковой части 58661 МО РФ, Управления архитектуры и инвестиций Администрации г. Канска, Администрации г. Канска, КУМИ г.Канска в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Представитель Базы ТРБ ВМФ войсковой части 58661в материалах дела имеется письменные пояснения на иск, согласно которым указанный в исковом заявлении земельный участок не располагается на территории войсковой части 58661-75 (база ВМФ).

Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, и, заслушав явившегося участника процесса, принимая во внимание позицию, озвученную в ходе рассмотрения дела иными участниками процесса при непосредственном участии в судебных заседаниях, исследовав представленные письменные пояснения и письменные материалы дела, с учетом данных фотофиксации расположения спорного объекта недвижимости на местности, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ, способом защиты гражданских прав, в том числе является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, на землю могут устанавливаться ограничения прав, путем установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).

В силу части 1,7 статьи 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, утверждено Положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения, «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;

«запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

«внешний периметр военного объекта» - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.

Пунктом 4 Положения, предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков. Целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п. 5 Положения).

Вместе с тем, пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

Пункт 12 Положения предусматривает запрет на территории запретной зоны на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 указанного Положения № 405, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).

Как достоверно установлено в судебном заседании, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым , площадью 1259 кв.м., по адресу: <адрес>, указанный земельный участок имеет категорию – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

При этом, кадастровый паспорт земельного участка от 17.09.2018 г. содержит в себе сведения о наличие обременения в отношении всего земельного участка в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренного ст. 56 ЗК РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п.12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий. Постановление Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от 05.05.2014 № 405, срок установления ограничений с 15.02.2016г.

Спорный земельный участок на основании договора аренды № АЗ-94-12 находящегося в государственной собственности земельного участка от 04.05.2012 г. был передан в аренду для строительства индивидуального жилого дома истцу Камаеву Р.Х.

На предоставленном в аренду земельном участке истец возвел жилой дом, право собственности на который зарегистрировал 18.01.2013г.

При этом, судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что спорный земельный участок истца не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты; он расположен в застроенном индивидуальными жилыми домами коттеджном поселке, на расстоянии более 50 метров от внешнего ограждения войсковой части (военного объекта), земельный участок истца и военный объект разделяет грунтовая дорога общего пользования, что подтверждается пояснениями сторон, фототаблицей, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также данными схемы расположения земельного участка истца по отношению к земельному участку находящему в пользовании войсковой части, Карты (плана) запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, из которой следует, что на территории г. Канска запретные зоны данного военного объекта расположены в пределах кадастровых кварталов с кадастровыми № и 24:51:0101009, при условии, что спорный земельный участок расположен в пределах кадастрового квартала с кадастровым .

Суд приходит к выводу, что из содержания Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» не усматривается наличие запрета на регистрацию прав в отношении объектов либо невозможность регистрации права на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременении и в последующем не отмененных.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судом достоверно установлено, что База ТРБ ВМФ войсковой части 58661 в г. Канске Красноярского края, в интересах которой установлена запретная зона, расположена в границах населенного пункта - Муниципального образования города Канска, при этом, расположена на земельных участках (граничащих между собой) находящихся в собственности Российской Федерации: земельный участок, кадастровый , является технической территорией, земельный участок кадастровый , является производственной территорией, земельный участок кадастровый , на котором расположены объекты базы, имеет внешнее ограждение территории военного объекта по всему периметру, позволяющее исключить нахождение внутри территории базы (запретной зоны) жилых домов, объектов соцкультбыта и инфраструктуры Муниципального образования «город Канск», указанное ограждение не меняло своего места нахождения более 40 лет, что подтверждается пояснениями сторон, копиями кадастровых паспортов на земельные участки и не оспаривалось в процессе рассмотрения дела.

При этом, судом также установлено, что спорный земельный участок не принадлежит Министерству обороны, не изымался и не передавался для военных нужд, оснований для изъятия земельного участка в пользу МО РФ не имеется, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет, доказательств того, что на спорном земельном участке, с учетом его разрешенного использования, будет осуществляться деятельность, создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав связано с реализацией целей по установлению запретных зон, предусмотренных п.5 Положения, в связи с чем, с учетом пунктом 6 Положения, необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части, а именно на земельном участке находящимся в пользовании истца нет, следовательно, он должен быть освобождён от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, поскольку указанное ограничение препятствует истцу использовать предоставленный в аренду земельный участок по назначению, в том числе, для оформления права собственности на него.

Спорный земельный участок с кадастровым на учете в ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не состоит, не принимался и не передавался на учет. Основания для изъятия земельного участка в пользу МО РФ отсутствуют, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет.

С учетом размещения объектов базы, а также того, что граница запретной зоны базы совпадает в ее внешним периметром (ограждением), необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части нет.

Также с учетом требований ст.ст. 14, 56 Земельного кодекса, в связи с принятием решения об освобождении спорного земельного участка от ограничений прав – запретная зона военного объекта, из Единого государственного реестра недвижимости необходимо исключить сведения о зоне с особыми условиями использования территории в качестве ограничения прав в отношении спорного земельного участка с кадастровым .

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Камаева РХ к Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав– удовлетворить.

Признать земельный участок с кадастровым , адрес местоположения: <адрес>, площадью 1259 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий.

Прекратить обременение прав в виде запретной зоны военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зоны с особыми условиями использования территорий на земельный участок с кадастровым , с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 1259кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок кадастровый , адрес местоположения <адрес>, площадью 1259 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья М.Н.Копылова

Дата принятия решения в окончательной форме 15 апреля 2019 года.

2-383/2019 (2-3784/2018;) ~ М-3542/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КАМАЕВ Р.Х.
Ответчики
Департамент имущественных отношений МО РФ
Другие
КУМИ г. Канска
Управление архитектуры и инвестиций администарции г. Канска
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по кк
Суд
Канский городской суд
Судья
Копылова Марина Николаевна
23.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018[И] Передача материалов судье
26.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2019[И] Предварительное судебное заседание
19.02.2019[И] Судебное заседание
10.04.2019[И] Судебное заседание
15.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее