Дело № 2-2990/2021
24RS0028-01-2021-000948-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Байсариевой С.Е.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Чернышевой М.А.,
при секретаре Антипине Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Карпов Н.В., Карпов В.Н. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, встречному иску Карпов Н.В. к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о возложении обязанности предоставить иное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, обратилось в суд с иском к Карпову Н.В., Карпову В.Н. об изъятии для муниципальных нужд у ответчика Карпова Н.В. жилого помещения – <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1.676.000 руб., прекратить право собственности ответчика Карпова Н.В. на вышеуказанное жилое помещение, выселить ответчиков Карпова Н.В. и Карпова В.Н. из данного жилого помещения, признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием город Красноярск. Свои требования мотивировало тем, что собственником <адрес> является ответчик Карпов Н.В. Ответчики Карпов Н.В. и Карпов В.Н. проживают в данном жилом помещении. Заключением межведомственной комиссии от 29.01.2015 года №302 указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 13.05.2020 №54-арх, земельный участок, на котором расположен указанный дом и жилые помещения в нем были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома, истцом была определена его выкупная цена в размере 1.676.000 руб., однако с ответчиком Карповым Н.В. в установленный законом срок не удалось достичь соглашения об условиях и порядке изъятия спорной квартиры, в связи с чем, истец вынужден был обратиться в суд.
В свою очередь, Карпов Н.В. обратился в суд со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, которым просит обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить ему на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 40,9 кв.м, расположенное в границах г. Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам взамен принадлежащего на праве собственности помещения по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, ссылаясь на то, ответчиком по встречному иску было предложено истцу заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем он не согласился, полагая, что имеет право на предоставление ответчиком взамен аварийного жилья другого жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Ответчики Карпов Н.В., Карпов В.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Красноярскому краю, МКУ «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие истца, ответчиков, третьих лиц, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, в связи с не предоставлением сторонами доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание.
Суд, изучив позиции сторон, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 40,9 кв.м. принадлежит на праве собственности с 08.08.2013 года Карпов Н.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2021 года.
Согласно выписке из домовой книги, в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоят и проживают ответчики: Карпов Н.В. с 24.11.2009 года и Карпов В.Н. с 19.06.2012 года.
Многоквартирный жилой <адрес> расположен на земельном участке с кадастровом номером 24:50:0600108:76.
Заключением межведомственной комиссии от 29.01.2015 года № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
18 октября 2019 года Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ответчику Карпову Н.В. направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 01.02.2020 года.
Поскольку данные требования оставлены без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от 13.05.2020 №54-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером № и <адрес> жилом <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п.
20 мая 2020 года Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска направлено в адрес ответчика Карпова Н.В. уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от 08 июля 2020 года сторонами – муниципальным образованием город Красноярск и ответчиками не подписаны. При этом, как следует из встречного искового заявления, Карпов Н.В. отказался от получения выплаты денежного возмещения в размере, определенном истцом, в связи с несогласием с суммой выкупной цены и настаивает на предоставлении ему иного аналогичного жилого помещения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, являющийся приложением к вышеуказанной Программе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела, Карпов Н.В. выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее истцу по встречному иску, на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем, требования как основного иска об изъятии жилого помещения у Карпова Н.В., так встречного иска последнего о предоставлении ему иного жилого помещения взамен изымаемого, подлежат удовлетворению.
Кроме того суд учитывает, что согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности Карпова Н.В. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении ответчиков Карпова Н.В., Карпова В.Н. из спорного жилого помещения, перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск на жилое помещение после предоставления Карпову Н.В. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 53,9 кв.м. и не менее 40,9 кв.м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14.
Суд не принимает доводы МО г.Красноярск о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку такие доводы основаны на неверном толковании закона, с учетом того, что данная норма вступила в силу после приобретения ответчиком спорного жилого помещения в собственность, в связи с чем данная норма не может быть применена к данным правоотношениям на основании ст. 4 ГК РФ.
При этом, спорное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права ответчиков.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчиков Карпова Н.В. и Карпова В.Н. будет являться основанием для снятия с регистрации ответчиков Карпова Н.В. и Карпова В.Н., состоящих на регистрационном учете по месту жительства в спорной квартире, после предоставления Карпову Н.В. на праве собственности иного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Карпов Н.В. к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Карпов Н.В., принадлежащее на праве собственности жилое помещение – <адрес>, расположенную в <адрес>.
Обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить на праве собственности Карпов Н.В. на территории Муниципального образования г.Красноярск благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более – 53,9 кв.м., не менее – 40,9 кв.м.
Прекратить право собственности Карпов Н.В. на жилое помещение – <адрес>, выселив из указанного помещения Карпов Н.В., Карпов В.Н. после предоставления Карпов Н.В. на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности Муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Карпов Н.В. на праве собственности иного жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Карпов Н.В., Карпов В.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления Карпов Н.В. на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Карпов Н.В. в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03 декабря 2021 года.
Председательствующий С.Е. Байсариева