Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 г. <адрес>
Судья Кировского районного суда <адрес> Абдулгамидова А.Ч., при секретаре ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителя ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО3, представителя ответчика МБДОУ «ЦРР-Детский сад №» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Администрации ГОсВД «<адрес>», заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» о признании бездействий по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в суд к Администрации ГОсВД «<адрес>» и заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» о признании бездействий по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, указывая что прокуратурой района с привлечением сотрудников ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности при функционировании МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №», расположенного по <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства. Так, ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД в соответствии со ст.ст.6,34,37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О пожарной безопасности», ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном государственном пожарном надзоре» установлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» функционирует с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, а именно: - автоматическая пожарная сигнализация не приведена в рабочее состояние (не представлен акт проверки работоспособности) (Правила противопожарного режима в РФ п. 61);
- не осуществлён вывод сигналов о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83);
- материал покрытия пола в коридоре здания (1-й этаж) не проверен на соответствие требованиям по токсичности, воспламеняемости, распространения пламени, дымообразующей способности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; 134; СП 1.13130 2009 п.4.3.2.);
- не организовано в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждении на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая «В») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая «Б») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (средняя группа «В») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая группа «А»)(ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- планы эвакуации выполнены не в соответствии с действующим ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (Правила противопожарного режима в РФ п. 7).
Указанные нарушения подтверждаются справкой ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непосредственно и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму в МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» угрожает жизни и здоровью детей, сотрудников, а также граждан, проживающих в непосредственной близости с учреждением. Просят суд признать бездействие администрации МО городской округ «<адрес>» и руководителя МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязать администрацию МО городской округ «<адрес>» и руководителя МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» в течении месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, а именно: автоматическую пожарную сигнализацию привести в рабочее состояние (представить акт проверки работоспособности) согласно п. 61 Правил противопожарного режима в РФ; осуществить вывод сигналов о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83); проверить материал покрытия пола в коридоре здания (1-й этаж) на соответствие требованиям по токсичности, воспламеняемости, распространения пламени, дымообразующей способности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; 134; СП 1.13130 2009 п.4.3.2.); организовать в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждении на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая «В») (ФЗ от 22.07.2008г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая «Б») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (средняя группа «В») (ФЗ от 22.07.2008г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая группа «А») (ФЗ от 22.07.2008г. N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); планы эвакуации выполнить в соответствии с действующим ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ-2009 (Правила противопожарного режима в РФ п. 7).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4, иск поддержал и просил удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО3, иск не признал, в его удовлетворении просил отказать.
Представитель соответчика МБДОУ «ЦРР-Детский сад №» по доверенности ФИО5 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в возражении, и дополнениям к ним, в частности, МБДОУ «ЦРР-ДС №» не согласно с предъявленными исковыми требованиями, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Согласно Постановлению Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении муниципальной программы "Пожарная безопасность городского округа с внутригородским делением "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ годы" МБДОУ «ЦРР-ДС №» включено в перечень образовательных учреждений <адрес>, для которых предусмотрено финансирование работ по ремонту и обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, проектированию и монтажу систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, подключению к программно-аппаратному комплексу, осуществляющему автоматический вызов подразделений пожарной охраны к месту пожара и обслуживанию систем, осуществляющих автоматический вызов подразделений пожарной охраны к месту пожара, заключению договоров на обслуживание систем, осуществляющих автоматический вызов подразделений пожарной охраны к месту пожара, а также закупки противопожарного инвентаря. Согласно Постановлению Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении муниципальной программы "Антитеррористическая защищенность городского округа с внутригородским делением "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ гг." МБДОУ «ЦРР-ДС №» включено в перечень образовательных учреждений <адрес>, для которых предусмотрено финансирование работ по установке видеонаблюдения. В обеих программах ответственным исполнителем и получателем бюджетных средств является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» Администрации <адрес>.
Указывает, что финансирование вышеуказанных программ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городского округа с внутригородским делением "<адрес>". Мероприятия программ и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке. Финансирование данной программы в ДД.ММ.ГГГГ году производилось частично. МБДОУ «ЦРР-ДС №» является бюджетным учреждением, т.е. не является коммерческой организацией. Учредителем МБДОУ «ЦРР-ДС №» является Администрация городского округа «<адрес>». Нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности не могут быть устранены своими силами, так как требуют больших финансовых затрат. В действующем уставе МБДОУ «ЦРР-ДС №» указано, что источниками финансового обеспечения Учреждения являются: субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета <адрес> на оказание муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием, субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета <адрес> на иные цели. В связи с этим, МБДОУ «ЦРР-ДС №» были неоднократно направлены письма на имя начальника Управления образования, начальника МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» Администрации <адрес>, Заместителя главы <адрес> с просьбой осуществить финансирование противопожарных мероприятий, что подтверждается представленными копиями официальных писем.
Также указывает, что утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 171 "СП 1.13130ДД.ММ.ГГГГ. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Технического регламента его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. При этом, в соответствии с частью 4 статьи 4 в случае, если положениями Технического регламента устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Здание МБДОУ «ЦРР-ДС №» построено и введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Капитальный ремонт в МБДОУ «ЦРР-ДС №» был произведен в ДД.ММ.ГГГГ году. Таким образом, положения статьи 89 Технического регламента и разработанного в соответствии с ней свода правил не распространяются на введенный в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. МБДОУ «ЦРР-ДС №».
Третье лицо ОНД и ПР № по <адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представителей не направил и не сообщил суду об уважительных причинах неявки на судебное заседание.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия третьего лица ОНД и ПР № по <адрес> в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах.
Как видно из Распоряжения главного госинспектора ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №, прокуратурой <адрес> с привлечением сотрудников ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности при функционировании МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №», расположенного по <адрес>.
Из предписания №об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара органа ГПН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отношенииМБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №», проведена выездная проверка, выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований пожарной безопасности необходимо устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, ИП № от ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД была проведена внеплановая, выездная проверка в отношенииМБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №», расположенной по адресу: <адрес>, в ходе проведения проверки выявлены факты неисполнения предписания органа ГПН № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии, не представлен акт проверки работоспособности) (Правила противопожарного режима в РФ п. 61; не осуществлён вывод сигналов о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83); материал покрытия пола в коридоре здания (1-й этаж) не проверен на соответствие требованиям по токсичности, воспламеняемости, распространения пламени, дымообразующей способности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; 134; СП 1.13130 2009 п.4.3.2.); не организовано в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждении на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая «В») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая «Б») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (средняя группа «В») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); в помещениях групп с одним эвакуационным выходом допускается одновременное пребывания более 10 чел. (2-я младшая группа «А»)(ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ); планы эвакуации выполнены не в соответствии с действующим ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ-2009 (Правила противопожарного режима в РФ п. 7).
Из Устава МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №»усматривается, что он принят общим собранием трудового коллектива МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» и утвержден распоряжением Председателя комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из приказа №-к по Управлению Образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6- заведующую ч/с № завода «Радиотоваров» в связи с переводом я/с с баланса завода на баланс Гороно, в порядке перевода назначена заведующей я/с №.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 руководителю д/с № изменена фамилия на ФИО12 Основание свидетельство о браке и паспорта.
Судом уустановлено, что МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» является юридическим лицом.
Указанные нарушения подтверждаются также «Информацией о противопожарном состоянии объекта защиты к сведению» ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ. за № и не оспариваются сторонами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (далее №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам государственного пожарного надзора предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Должностные лица государственного пожарного надзора выдают руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а компетентного надзора.
Согласно ст. 2 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, Пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Судом установлено, что учредителем образовательного учреждения - МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» является администрация муниципального образования городской округ «<адрес>».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности и технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» по доверенности ФИО5 не согласился с предъявленным иском, поскольку считает, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. МБДОУ «ЦРР-ДС №» является бюджетным учреждением, т.е. не является коммерческой организацией. Учредителем МБДОУ «ЦРР-ДС №» является Администрация городского округа «<адрес>». Нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности не могут быть устранены своими силами, так как требуют больших финансовых затрат.
Из представленного ответчиком Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении муниципальной программы "Пожарная безопасность городского округа с внутригородским делением "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ годы" усматривается, что МБДОУ «ЦРР-ДС №» включено в перечень образовательных учреждений <адрес>, для которых предусмотрено финансирование работ по ремонту и обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, проектированию и монтажу систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, подключению к программно-аппаратному комплексу, осуществляющему автоматический вызов подразделений пожарной охраны к месту пожара и обслуживанию систем, осуществляющих автоматический вызов подразделений пожарной охраны к месту пожара.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложена на заместителя главы Администрации <адрес> ФИО7
Из Постановления Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении муниципальной программы "Антитеррористическая защищенность городского округа с внутригородским делением "<адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ гг." МБДОУ «ЦРР-ДС №» включено в перечень образовательных учреждений <адрес>, для которых предусмотрено финансирование работ по установке видеонаблюдения в муниципальных учреждениях. Контроль за исполнением настоящего постановления возложена на заместителя главы Администрации города <адрес> ФИО14ФИО13.
Указанные обстоятельства соответчик также подтверждает письмом заместителя главы МО внутригородского района «<адрес>» <адрес> ФИО9 заведующей МБДОУ «ЦРР-детский сад №» ФИО10 на № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого усматривается, что по муниципальной программе «Пожарная безопасность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» в МБДОУ «ЦРР-детский сад №» предусмотрены противопожарные мероприятия. Программные мероприятия будут проведены по мере их финансирования.
Суд считает, что само по себе отсутствие в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада требованиям пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности от их финансовых возможностей.
Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.
В силу норм ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела, следует, что Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по РД, выдало повторно предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности заведующей МБДОУ «Десткий сад №» с аналогичными мероприятиями по пожарной безопасности, которые необходимо устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Суд также считает целесообразным, срок исполнения решения соотнести к сроку исполнения данного предписания, ввиду необходимо объема выполнения мероприятий пожарной безопасности, установив срок его исполнения в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод ответчика о том, что Технический регламент от ДД.ММ.ГГГГ №, не может применяться в учреждении так как здание было введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, капитальный ремонт был произведен в ДД.ММ.ГГГГ году, суд находит необоснованным, основанном на неправильном толковании закона.
Из смысла законодательства о пожарной безопасности, следует, что что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. Таким образом, применение названных нормативных предписаний поставлено законодателем в зависимость от установления факта угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации здания при выявленных нарушениях требований пожарной безопасности.
При наличии вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, носящих актуальный характер, жизненно необходимых на объекте, связанном с детьми, считаю, что дальнейшая эксплуатация здания без устранения нарушений требований пожарной безопасности не может иметь место.
Таким образом, суд находит исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес> и заведующей МБДОУ «ЦРР-ДС №» о признании бездействий по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в части установления более длительного срока их устранения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> к Администрации ГОсВД «<адрес> и заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №»о признании бездействий по не обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности - удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации МО городской округ «<адрес>» и заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» по не обеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности незаконным.
Обязать администрацию МО городской округ «<адрес>» и заведующую МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, а именно:
- автоматическую пожарную сигнализацию привести в рабочее состояние (представить акт проверки работоспособности) согласно п. 61 Правил противопожарного режима в РФ;
- осуществить вывод сигналов о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83);
- проверить материал покрытия пола в коридоре здания (1-й этаж) на соответствие требованиям по токсичности, воспламеняемости, распространения пламени, дымообразующей способности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 4; 134; СП 1.13130 2009 п.4.3.2.);
- организовать в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждении на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая «В») (ФЗ от 22.07.2008г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая «Б») (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (средняя группа «В») (ФЗ от 22.07.2008г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- в помещениях групп с одним эвакуационным выходом не допускать одновременное пребывания более 10 человек (2-я младшая группа «А») (ФЗ от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, 4; СП 1. 13130.2009 п. ДД.ММ.ГГГГ);
- планы эвакуации выполнить в соответствии с действующим ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ-2009 (Правила противопожарного режима в РФ п. 7).
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 321 ГПК РФ на решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявшее решение.
Судья А.ЧАбдулгамидова