Дело №2а-327/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
поселок Пряжа 5 сентября 2019 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием заинтересованных лиц Гаращук Л.С., Гаращука К.Ю., Зайцевой Р.Г., Зайцева А.Ю., Зайцева В.Ю.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Афанасьевой М. К. к Администрации Чалнинского сельского поселения об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева М.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Чалнинского сельского поселения по тем основаниям, что она зарегистрирована в квартире № <адрес>. Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 30.12.2015 №, жилые помещения дома № по <адрес> признаны непригодными для проживания. Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 22.03.2018 № отменено Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 30.12.2015 №. Истец считает, что постановлением ответчика от 22.03.2018 № нарушены ее жилищные права, поскольку аварийность дома и необходимость его сноса подтверждена заключением специализированной организации, изготовленным по результатам обследования дома, проведенного в 2017 году. В связи с отменой постановления, дом не был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в которую попали дома, признанные аварийными до 01.01.2017. На основании изложенного, истец просит признать незаконным постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 22.03.2018 № в части жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>; считать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признанным аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Чалнинского сельского поселения от 25.12.2015 № (от 24.12.2014 №) «О признании жилого помещения непригодным для проживания», взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Определением судьи Пряжинского районного суда от 07.08.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Республики Карелия, ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Определением Пряжинского районного суда от 23 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники квартир в доме № по <адрес>, лица, в этих квартирах зарегистрированные, а также орган опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района.
Административный истец, представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Гаращук Л.С., Гаращук К.Ю., Зайцева Р.Г., Зайцев А.Ю. и Зайцева В.Ю. в судебном заседании полагали административный иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Афанасьева М.К. является нанимателем квартиры № (№ по данным регистрации) в д. № по <адрес>.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 30.12.2015 №, на основании заключения и актов обследования жилых помещений межведомственной комиссии, жилые помещения по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 7 сентября 2018 года жилое помещение, в котором проживает Афанасьева М.К., признано непригодным для постоянного проживания. Решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилого дома межведомственной комиссией не принималось.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 22.03.2018 г. № отменено постановление Администрации Чалнинского сельского поселения № от 24.12.2014 г. «О признании жилого помещения непригодным для проживания» и Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения № от 30.12.2015 г. «О признании жилого помещения непригодным для проживания».
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 г. № 136-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В указанную программу были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 г. Жилой дом № по <адрес> в указанную программу включен не был.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения межведомственная комиссия создается в целях признания помещения жилым помещением, пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в установленном порядке.
В силу указанного пункта Положения к работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Согласно пункту 42 названного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (в редакции на дату издания постановления от 30.12.2015 №).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: в том числе, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).
Судом установлено, что на момент принятия Администрацией Чалнинского сельского поселения Постановления от 30.12.2015 № процедура обследования и оценки состояния жилого дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу специализированной организацией не проводилась, заключение специализированной организации отсутствует. Не проводилось такое обследование дома и в последующем.
Кроме того, как следует из текста постановления Администрации Чалнинского сельского поселения от 30.12.2015 №, данным постановлением жилой дом № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу признан не был. Из текста постановления следует, что непригодными для проживания были признаны жилые помещения указанного дома.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о том, что Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 3.12.2015 № было принято административным ответчиком с нарушением предусмотренной законом процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, законных оснований для удовлетворения требований истца о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Чалнинского сельского поселения от 25.12.2015 № (от 24.12.2014 №), как того просит административный истец, не имеется.
Поскольку Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 30.12.2015 № было вынесено с нарушением процедуры признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 22.03.2018 № указанное постановление было отменено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 22.03.2018 г. № права истца нарушены не были, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 указанного кодекса, части 1 статьи 4 КАС РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Признание незаконным постановления от 22.03.2018 № в оспариваемой части не повлечет за собой восстановления прав административного истца, которые тот полагает нарушенными, и не приведет к включению дома № по <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, а потому суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины с административного ответчика в пользу административного истца взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 10 сентября 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 10 октября 2019 года