Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-614/2018 ~ М-423/2018 от 19.04.2018

Дело <Номер обезличен>а-614/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2018 года                        г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Шут М.А.,

с участием представителя административного истца – Игнатюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Зеи к заместителю начальника Отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Носковой О.В., Отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

<Дата обезличена> Зейским районным судом Амурской области принято решение по иску прокурора Зейского района в интересах Трегубова А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской М.А. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, которым требования прокурора Зейского района в интересах указанных лиц удовлетворены, на администрацию города Зеи возложена обязанность предоставить Трегубову А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской М.А. жилое помещение по договору социального найма в городе Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 40,5 кв.м.

<Дата обезличена> на основании исполнительного листа, выданного на основании указанного решения суда, заместителем начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, которым должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

<Дата обезличена> заместителем начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В. в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП вынесено постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Администрация города Зеи обратилась в суд административным иском к заместителю начальника Отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Носковой О.В. об освобождении от взыскания указанного исполнительского сбора, в обоснование требований указав, что Жилищным кодексом РФ определено, что по договорам социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Формирование муниципального жилищного фонда может осуществляться путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность, строительства нового жилья, а также поступления в муниципальную собственность жилых помещений в случаях, установленных действующим законодательством. В рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020», утвержденной постановлением администрации города Зеи от 31 июля 2015 года №1330, был сформирован перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городу Зее в 2015-2020 годах. В данный перечень включен, в том числе, многоквартирный дом по адресу: <адрес>. Постановлением администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> была установлена планируемая дата окончания переселения жильцов данного многоквартирного дома - <Дата обезличена>. Реализация мероприятий программы предусматривает приобретение жилых помещений в муниципальную собственность за счет средств областного бюджета при условии софинансирования из бюджета города. С учетом изложенного, приобретение жилого помещения для предоставления его взыскателям может быть осуществлено по мере поступления финансирования из бюджета Амурской области в рамках вышеуказанной программы, в соответствии с установленными сроками. Приобрести жилое помещение в муниципальную собственность за счет иных источников не представляется возможным ввиду того, что в бюджете города денежные средства на приобретение и строительство жилых помещений для предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не предусматриваются. В свою очередь в муниципальной собственности города в настоящее время отсутствуют свободные жилые помещения, соответствующие требованиям, установленным в исполнительном документе для предоставления взыскателям. Неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли и действий должника. Администрацией города были предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения судебного акта, вина администрации в неисполнении решения суда отсутствует.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Отдел судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

В судебном заседании представитель административного истца Игнатюк Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, поддержала требования ко всем административным ответчикам, в дополнение пояснив, что в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020» администрацией города Зеи в Министерство транспорта и строительства Амурской области была направлена бюджетная заявка на предоставление в 2018 года субсидии из областного бюджета на 31 млн. рублей. При этом постановлением Правительства Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований, в том числе, городу Зее распределено в пределах 7 млн. руб. Указанные денежные средства из областного бюджета в бюджет города до настоящего времени не поступили, поскольку соответствующее соглашение еще не заключено.

Административный ответчик - заместитель начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носкова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, вопрос о разрешении требований оставляет на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика - ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в его отсутствие, вопрос о разрешении требований оставляет на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил, о причине неявки суд не уведомил.

В силу ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при указанной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствие со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 названного Федерального закона:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что <Дата обезличена> Зейским районным судом Амурской области принято решение по иску прокурора Зейского района в интересах Трегубова А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской М.А. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которым требования прокурора Зейского района в интересах указанных лиц удовлетворены, на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Трегубову А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской М.А. жилое помещение по договору социального найма в городе Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 40,5 кв.м.

<Дата обезличена> на основании исполнительного листа, выданного на основании указанного решения суда заместителем начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, которым должнику установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией города Зеи <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> заместителем начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В. в рамках вышеназванного исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП вынесено постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В обоснование невозможности исполнения решения суда о предоставлении взыскателям жилого помещения по договору социального найма в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, административным истцом указано на отсутствие финансирования из бюджета Амурской области в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан их ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы», а также отсутствие в бюджете города Зеи денежных средств на приобретение и строительство жилья, предоставляемых по договорам социального найма.

Как следует из паспорта муниципальной программы города Зеи «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, с учетом изменений, внесенных постановлениями <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в состав которой включена подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области», прогнозный объем финансового обеспечения муниципальной программы составил 263 063,65 тыс. руб., из них за счет средств бюджета города - 127 674,10 тыс. руб., в частности, на 2018 год - 15 753,92 тыс. руб.; за счет средств областного бюджета - 85 908,95 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета - 44 769,78 тыс. руб.

Объемы ассигнований бюджета города в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» названной муниципальной программы составляют 7 979,39 тыс. руб., в том числе, на 2018 год - 1 300 тыс. руб., объемы ассигнований федерального бюджета в целом составляют 42 136,21 тыс. руб., областного бюджета - 3 870,62 тыс. руб. Привлечение и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию подпрограммы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья достигается путем аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете города Зеи по следующим источникам: средства областного и федерального бюджетов, выделяемые в рамках подпрограммы, средства бюджета города Зеи.

Решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден бюджет города Зеи на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Согласно приложению <Номер обезличен> к данному решению, на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы» распределено 1 300 000 руб.

Администрацией города Зеи в адрес Министерства транспорта и строительства Амурской области <Дата обезличена> была направлена бюджетная заявка на предоставление в 2018 году субсидии из областного бюджета (в том числе за счет средств федерального бюджета) бюджету муниципального образования город Зея на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 %), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории города Зеи Амурской области» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы» в размере 31272039, 71 руб.

Постановлением Правительства Амурской области № 179 от 23 апреля 2018 года в целях реализации Закона Амурской области от 13 декабря 2017 года №158-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали на 2018 год, при этом на город Зея распределено всего 7 075 270,92 руб.

Соответственно приобретение жилого помещения, соответствующего требованиям вышеприведенного судебного решения и выданного на его основании исполнительного документа, поступившего на исполнение в ОСП по Зейскому району в рамках указанной подпрограммы в 2018 году до поступления соответствующего финансирования из бюджета Амурской области невозможно.

При этом, как следует из сведений Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи от <Дата обезличена>, по состоянию на <Дата обезличена> и в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в собственности муниципального образования города Зеи не имелось жилых помещений, свободных от прав третьих лиц, отвечающих санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 40,5 кв. м., соответственно требуемое жилое помещение не могло быть предоставлено взыскателем и из числа имеющегося муниципального жилищного фонда.

Анализируя представленные доказательства, а также то, что исполнение судебного решения должником требует определенных временных и финансовых затрат, суд считает, что у администрации города Зеи отсутствовала объективная возможность исполнить решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> и предоставить Трегубову А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской А.А. жилое помещение во исполнение решения суда в пятидневный срок, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации города Зеи удовлетворить.

Освободить администрацию города Зеи от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, возбужденному <Дата обезличена> заместителем начальника Отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен>, выданного на основании решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района в интересах Трегубова А.А., Трегубовой В.А., Рябчинской М.А. к Администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий                         Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья                                        Н.В.Клаус

2а-614/2018 ~ М-423/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Зея
Ответчики
ОСП по Зейскому району
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
19.04.2018Регистрация административного искового заявления
19.04.2018Передача материалов судье
20.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018Судебное заседание
18.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее