№ 10RS0012-01-2019-000556-18 Дело № 2-404/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2019 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Шиловской М.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску Нигматулиной Ольги Рафаиловны, действующей от имени и в интересах Н.Д.В. к администрации Питкярантского муниципального района о признании права собственности,
установил:
Нигматулина О.Р. в интересах своей несовершеннолетней дочери Н.Д.В., <адрес> года рождения, обратилась с названным иском по тем основаниям, что ее бабушке Н.Н.В. на основании свидетельств о праве на наследство принадлежала 1/8 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> и 1/8 доля в праве собственности на жилой дом по адресу: г<адрес>. Из иска следует, что 10 января 2014 года бабушка подарила названное имущество Н.Д.В., о чем имеются договоры дарения с актами приема-передачи, однако переход права зарегистрирован не был. 4 апреля 2019 года Н.Н.В. умерла, в связи с чем просит признать право собственности за Н.Д.В. право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании законный представитель истца Нигматулина О.Р. исковые требования изменила, просит зарегистрировать переход права собственности на 1/8 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, и на 1/8 доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес> от Н.Н.В. к Н.Д.В..
Представитель ответчика, администрации Питкярантского муниципального района, действующий на основании доверенности Бердников В.Г., исковые требования признал, последствия признания иска, ему разъяснены и понятны.
Третье лицо, Управления Росреестра по Республике Карелия, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд принимает признание иска представителем ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 4.1 статьи 198 указанного кодекса в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебном заседании установлено, что между Нигматулиной Н.В. и Н.Д.В. от имени которой действовала ее мать Нигматулина О.Р., 10 января 2014 года заключены договора дарения, согласно которым Н.Д.В. прабабушка подарила 1/8 долю в праве на квартиру по адресу: <адрес>, и 1/8 долю в праве на жилой дом по адресу: ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности на указанное имущество возникло у Н.Н.В. на основании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Питкярантского нотариального округа 14.03.2014.
4 апреля 2019 года Н.Н.В. умерла. С заявлением о принятии наследства к нотариусу никто не обращался.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в ст. 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 01.03.2013.
В связи с этим договоры дарения квартиры от 10.01.2014 государственной регистрации не подлежали.
Согласно с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации.
В связи с этим в соответствии со ст. 6 ГК РФ по аналогии подлежит применению п. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Из системного толкования п. 3 ст. 551, абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК РФ и п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по договору дарения следует установить не только наличие документа о передаче имущества, но также установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.
Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной в определениях Верховного Суда РФ, одаряемый вправе требовать принудительной регистрации перехода права собственности на недвижимость, являющуюся предметом дарения, в случае уклонения дарителя от подачи заявления о регистрации перехода права, даже если даритель умер после заключения договора дарения. В то же время, если иск подан о регистрации перехода права, он может быть удовлетворен, только если владение недвижимостью передано одаряемому.
Как следует из материалов дела даритель Н.Н.В.. лично участвовала в заключение договора дарения на указанное в иске имущество, чем выразила свою волю на заключение сделки, договоры дарения никем не оспорены, не изменены и не расторгнуты, факт ее смерти не является основанием для прекращения правовых последствий по совершенной и исполненной сделке.
Доказательств того, что до своей смерти Н.Н.В. отказалась от намерения произвести отчуждение своего права на квартиру и жилой дом в пользу правнучки, сознательно уклонялась от подачи заявления и необходимых документов в регистрирующий орган, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Зарегистрировать переход права собственности на 1/8 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на 1/8 доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер № от Н.Н.В. к Н.Д.В.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 30 декабря 2019 года.