Дело № 2-114/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 26 февраля 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Антоновой О.А.,
с участием в деле:
истца Крымзина А.И.,
ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Устинова В.Л.,
ответчика - участка для осужденных к принудительным работам, функционирующего как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителей, Чуйкова Г.М., Нижегородцевой Е.А.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, публичного акционерного общества «Мегафон»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымзина А.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, участку для осужденных к принудительным работам, функционирующему как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о возложении обязанности разблокировать телефонные номера, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Крымзин А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту УФСИН России по Республике Мордовия), участку для осужденных к принудительным работам, функционирующему как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее также УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия) о возложении обязанности разблокировать телефонные номера, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 21 августа 2019 г. и по настоящее время отбывает наказание в участке для осужденных к принудительным работам, функционирующем как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия. На основании решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность УФСИН России по Республике Мордовия от 13 октября 2020 г. № 14/ТО12-607 ему приостановлено оказание услуг связи по номерам сим-карт №, №. Полагает, что блокировка сим-карт была незаконна, поскольку осужденный к принудительным работам имеет право на пользование услугами связи. Кроме того отключение было произведено без предупреждения, что повлекло отсутствие связи с близкими, невозможность воспользоваться мобильным банком и услугами, предоставляемыми через Единый портал государственных услуг. В связи с этим ему причинен моральный ущерб. На основании статей 151, 1064, 1079, 1094, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 июля 2009 г. № 126-ФЗ «О связи» просит разблокировать номера сим-карт №, №, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В судебном заседании истец Крымзин А.И., участие которого было обеспечено посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам искового заявления, дополнив, что в процессе рассмотрения дела публичным акционерным обществом «Мегафон» разблокированы спорные абонентские номера.
Представитель УФСИН России по Республике Мордовия Устинов В.Л. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований Крымзина А.И. отказать, ввиду отсутствия в действиях ответчика каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего оперативно-розыскную деятельность.
В судебном заседании представители ответчика УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия Чуйков Г.М., Нижегородцева Е.А. также просили отказать в удовлетворении исковых требований Крымзина А.И., ссылаясь на то, что участок для осужденных к принудительным работам, функционирующий как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание услуг связи по абонентским номерам, принадлежащим истцу, приостановлено на основании решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность УФСИН России по Республике Мордовия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, публичного акционерного общества «Мегафон» в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ).
На основании статей 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими конечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу таких органов относится Федеральная служба исполнения наказаний.
При этом согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право прерывать предоставление услуг связи, но лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Крымзин А.И. в соответствии с апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2019 г. с указанной даты и по настоящее время отбывает наказание в виде принудительных работ в УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
На основании договоров об оказании услуг связи от 28 ноября 2019 г. и 15 июня 2020 г. истец является абонентом публичного акционерного общества «МегаФон», ему принадлежат абонентские номера №, №.
Решением руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в лице врио начальника УФСИН России по Республике Мордовия Ломакина П.В. от 24 сентября 2020 г. приостановлено оказание услуг связи, в том числе по выявленным номерам сим-карт №, №.
В этот же день указанное решение было направлено в Поволжский филиал ОАО «Мегафон», который 13 октября 2020 г. приостановил оказание услуг связи по вышеназванным абонентским номерам.
В процессе рассмотрения дела со слов истца установлено, что спорные абонентские номера разблокированы оператором сотовой связи «Мегафон», в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Крымзина А.И. в данной части, заявленных к УФСИН России по Республике Мордовия.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение за судебной защитой нарушенного (оспариваемого) права участника гражданских правоотношений является его исключительным правом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, нематериальными благами является: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Из содержания искового заявления Крымзина А.И. следует, что требование о взыскании компенсации морального вреда связано с приостановлением оказания услуг связи по принадлежащим ему абонентским номерам.
Между тем, решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о приостановлении услуг связи не оспаривалось. Следовательно, нарушений личных неимущественных прав истца вследствие действий ответчика - УФСИН России по Республике Мордовия, равно как и причинно-следственной связи между действиями ответчика и имеющимся вредом, на который ссылается истец, применительно к статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, в связи с чем, исковые требования Крымзина А.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования Крымзина А.И., заявленные к УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия, суд исходит из того, что указанный изолированный участок не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные абонентские номера были заблокированы на основании решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в лице врио начальника УФСИН России по Республике Мордовия Ломакина П.В.
Более того, участок для осужденных к принудительным работам является структурным подразделением ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия и по смыслу статей 36, 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью и процессуальной дееспособностью, а потому не может быть ответчиком по делу.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об оставлении заявленных истцом исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Крымзина А.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, участку для осужденных к принудительным работам, функционирующему как исправительный центр на базе колонии-поселения № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о возложении обязанности разблокировать телефонные номера, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Л.Н. Заренкова
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2021 г.
Судья Л.Н. Заренкова