Дело №2-3462/2017 23 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонного) к Булатовой Л. С. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) обратилось в суд с иском к Булатовой Л.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения. В обоснование исковых требований Управлением указано, что ответчик являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца в период с 01.10.2011 по 17.02.2015. С 05.07.2012 ответчик из образовательного учреждения отчислена, о чем Управление извещено не было. В связи с отчислением из образовательного учреждения, ответчик утратил право на социальную пенсию. Однако за период с 01.08.2012 по 17.02.2015 ответчику производилась выплата пенсии, переплата которой составила 286043 рубля 31 копейка. Указанную сумму просит взыскать с ответчика.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен. Управление просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Ответчику определением судьи от 19.10.2017 в качестве представителя назначен адвокат Ломоносовской коллегии адвокатов г.Архангельска.
Адвокат Ларионова Н.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считает, истцом частично пропущен срок исковой давности.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и ответчика.
Заслушав адвоката Ларионову Н.В., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ) право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
дети-инвалиды;
дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
На основании пункта 3 статьи 11 Закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии со статьёй 13 Закона № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Как указано в пункте 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истёк срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Из материалов дела усматривается, что с 01.10.2011 ответчику Булатовой Л.С., <Дата> рождения, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ назначена социальная пенсия.
С 01.09.2011 ответчик являлась студенткой ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», в подтверждение чего ею пенсионному органу представлена справка названного образовательного учреждения от <Дата> <№>. Срок обучения определен до 30.06.2015.
Согласно приказу вышеуказанного учреждения от <Дата> <№>, ответчик отчислена из данного образовательного учреждения, о чем поступила информация в адрес Управления.
С 01.08.2015 на основании решения пенсионного органа выплата пенсии ответчику прекращена.
Таким образом, учитывая положения ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» оснований для осуществления выплаты пенсии ответчику, начиная с 01.08.2012, не имелось.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Как указано в части 2 статьи 28 этого же Федерального закона, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В материалах дела имеется заявление ответчика, из которого следует, что последний обязуется безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении всех обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Более того, такая обязанность прямо предусмотрена законом.
Однако судом установлено, что в нарушение п. 4 ст. 23 названного закона ответчик не известил пенсионный орган о данном обстоятельстве, что повлекло выплату ему излишних сумм пенсии.
За период с 01.08.2012 по 17.02.2015 образовалась переплата социальной пенсии в размере 286043 рубля 31 копейка, что подтверждается расчётом истца.
Факт получения ответчиком данной суммы подтвержден материалами дела.
Доказательств, опровергающих факт получения предъявленных ко взысканию сумм, со стороны ответчика по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Стороной ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Учитывая, что суммы пенсии являются периодическими платежами, истец обратился в суд с настоящим иском 26.09.2017 (т.е. в пределах трехлетнего срока с момента, когда ему стало известно о нарушении права), взысканию с ответчика подлежит сумма в размере 58185 рублей 38 копеек, то есть за период с 26.09.2014 по 25.09.2017.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика сумм пенсии в размере 58185 рублей 38 копеек как приобретенных без каких-либо оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой.
С учётом изложенного, требование истца подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1945 рублей 56 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) к Булатовой Л. С. о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с Булатовой Л. С. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) сумму пенсии за период с 26.09.2014 по 25.09.2017 в размере 58185 рублей 38 копеек (Пятьдесят восемь тысяч сто восемьдесят пять рублей 38 копеек).
Взысканная сумма подлежит перечислению на р/с <№>
В удовлетворении остальной части исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) к Булатовой Л. С. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Взыскать с Булатовой Л. С. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) государственную пошлину в размере 1945 рублей 56 копеек (Одна тысяча девятьсот сорок пять рублей 56 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова