Дело №
решение в мотивированном виде
составлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Г.Н. Осколковой, при секретаре при секретаре Т.Е. Митяевой, рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, структурному подразделению Госпиталь № <адрес>) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в приеме на работу на должность медицинской сестры терапевтического профиля незаконным, понуждении к заключению трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Истицаобратилась в суд с иском к ответчикам о признании отказа в приеме на работу на должность медицинской сестры терапевтического профиля незаконным, понуждении к заключению трудового договора, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление о приеме ее на работу в ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» (далее Госпиталь) Министерства обороны Российской Федерации на должность медицинской сестры, в этот же день, отборочной комиссией, созданной начальником Госпиталя Вартиком В.В. в приеме на работу ей было отказано со ссылкой на отсутствие вакантных должностей.
В ДД.ММ.ГГГГ года в адрес военной прокуратуры Барнаульского гарнизона было направлено коллективное обращение сотрудников Госпиталя №, которым отказано в трудоустройстве с требованием проверки законности отказа в приеме на работу. Данное заявление так же было подписано ею, ответ прокуратуры в ее адрес не направлялся.
ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами гражданского дела по ее иску о признании увольнения не законным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда к Госпиталю, она ознакомилась также с материалами проверки № военной прокуратуры <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием мотивированного отказа в приеме на работу, в порядке статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации она обратилась к ответчику с требованием предоставить ей его в письменной форме, от чего Госпиталь уклонился.
Считает отказ Госпиталя в отказе в приеме ее на работу незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Указанием штаба центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ было направлено штатное расписание, в котором было указано, что госпиталю № <адрес> предоставлено № единиц военнослужащих и № единица гражданского персонала, что полностью соответствовало штатному расписанию № госпиталя (<адрес> соответственно, создание отборочной комиссии при том же штатном расписании было направлено лишь на то, чтобы устранить неугодных руководству работников.
Согласно ликвидационного акта от ДД.ММ.ГГГГ, на момент расформирования Госпиталя, численность гражданского персонала составляла № должности, а по штату была предоставлена № единица, соответственно № было свободно, в том числе и должности медицинских сестер терапевтического профиля, которые находились в декретных отпусках, однако ответчик намеренно ввел в заблуждение, указав в обоснование отказа отсутствие вакансий.
В протоколе решения отборочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что она имеет сертификат квалификации «сестринское дело в терапии», а поскольку вакансии на должности медицинских сестер терапевтического профиля отсутствуют, ей отказывается в трудоустройстве.
Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку ею подтверждена квалификация «сестринское дело» и выдан сертификат ДД.ММ.ГГГГ. Это свидетельствует о том, что может работать на должности медицинской сестры в любом отделении, кроме хирургического.
Считает, что в данном случает имеет место дискриминация, выразившаяся в необоснованном ограничении права на труд путем установления прямых и косвенных преимуществ при заключении трудового договора без законных на то, оснований, не имеющих отношения к ее профессиональным качествам и навыкам.
Просит признать незаконным отказ в приеме ее на работу на должность медицинской сестры терапевтического профиля Госпиталя, обязать начальника Госпиталя заключить с ней трудовой договор на должность медицинской сестры и взыскать с него в ее пользу № рублей компенсации морального вреда.
Истица иск в предварительном судебном заседании поддержала в полном объеме и пояснила аналогично выше изложенному, настаивает на его удовлетворении.
Представители ответчиков Вартик В.В. и Карасев М.К. иск в предварительном судебном заседании не признали, ссылаясь на законность отказа в приеме истицы на работу в Госпиталь на должность медицинской сестры, что подтверждается представленными ими документами, заявили ходатайство о применении последствий пропуска истицей установленного законом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии трудовым законодательство Российской Федерации на работников, заключивших (расторгнувших) трудовой договор о работе в воинских частях иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (далее ФЗ № 61) Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ.
Статьей 11 ФЗ № 61 предусмотрено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, как следует из п.12 ст.1 ФЗ №, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, а также Указа Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим в своей компетенции правомочия по созданию, реорганизации и ликвидации учреждений данного Министерства.
ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Сибирского военного округа являлся организацией, созданной органом государственной власти РФ (Министерством обороны РФ) в соответствии с приказом командующего <адрес> военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данные обстоятельства следуют из Устава ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь».
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений (п. 5 общих положений Устава).
Согласно пункту 6 общих положений Устава учреждение является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, угловой штамп, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Учреждение финансируется из федерального бюджета, наделено государственным имуществом на праве оперативного управления и является бюджетным учреждением.
В соответствии с Положением об обособленном структурном подразделении ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Сибирского военного округа МО РФ - госпиталь на № коек <адрес>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ <данные изъяты> обособленное структурное подразделение создано на основании директивы Министра обороны РФ для осуществления медицинского обеспечения ВС РФ и функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Согласно Положения обособленное структурное подразделение - госпиталь № <адрес> является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть. Место нахождения и почтовый адрес обособленного подразделения: <адрес>
Распорядителем и получателем средств в рамках бюджетных полномочий является ФГУ <данные изъяты> Минобороны России. Имущество подразделения Госпиталь формируется за счет имущества закрепленного собственником за госпиталем на праве оперативного управления, материальных средств, поступивших в порядке централизованного снабжения, иных доходов; имущество подразделения закрепляется на отдельном балансе и находится на сводном балансе Учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № Структурное подразделение Госпиталь № <адрес> ФГУ <данные изъяты> Минобороны России было переименовано в Структурное подразделение Госпиталь (№, <адрес>) ФГУ <данные изъяты> Минобороны России.
Из изложенного следует, что Структурное подразделение Госпиталь (№ <адрес> ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России является обособленным подразделением юридического лица ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, правоспособностью юридического лица не обладает, действует и осуществляет сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения об обособленном структурном подразделении.
На основании Указа Президента РФ № номер № «О военно-административном делении Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> военный округ прекратил свое существование в качестве военно-административной единицы. Часть территорий, ранее входивших в него, включены в границы Центрального военного округа, а другая часть - в границы <адрес> военного округа. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к Центральному военному округу Минобороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» в целях совершенствования системы медицинского обеспечения ВС РФ пунктом 2 начальнику ФГУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ приказано ликвидировать филиалы, указанные в приложении № к приказу.
Согласно приложения № ликвидации подлежат филиалы, расположенные на территории <адрес>, данные территории согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № вошли в состав Центрального военного округа Минобороны РФ.
В соответствии со статьей 30 Положения об обособленном структурном подразделении ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Сибирского военного округа МО РФ - госпиталь № <адрес>, переименованный в госпиталь № <адрес>, деятельность обособленного подразделения прекращается при реорганизации и ликвидации в качестве юридического лица ФГУ № окружной военный клинический госпиталь <адрес> военного округа» Минобороны России в установленном порядке.
Приказом начальника ФГУ № окружной военный клинический госпиталь <адрес> военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № «О расформировании обособленных структурных подразделений, ликвидации Филиалов ФГУ <данные изъяты> Минобороны России» во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено с ДД.ММ.ГГГГ начать процедуру расформирования обособленных структурных подразделений ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ и ликвидацию его филиалов, в число которых вошло обособленное структурное подразделение Госпиталь №, <адрес> ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь <адрес> военного округа» Минобороны РФ, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно Положению о структурном подразделении Госпиталь № федерального бюджетного учреждения № окружной военный клинический госпиталь» Министертсва обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ указанное структурное положение создано на основании приказа Командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № для осуществления медицинского обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление о приеме ее на работу в ФБУ № окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации на должность медицинской сестры терапевтического профиля, отборочной комиссией, созданной начальником Госпиталя Вартиком В.В., ДД.ММ.ГГГГ, в приеме на работу ей было отказано со ссылкой на отсутствие вакантных должностей.
В судебном заседании представителями ответчиков Вартик В.В. и Карасевым М.К. было заявлено о пропуске истицей без уважительной причины срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Обсуждая возражение представителей ответчиков относительно пропуска истицей без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд, суд исходит из следующего.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с частью 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со статьёй 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно статье 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и так далее), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Согласно положениям статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Проанализировав указанные положения законодательства и обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истицей был пропущен по неуважительной причине, о нарушении своего права она узнала ДД.ММ.ГГГГ, о чем она указывает в исковом заявлении и пояснила в предварительном судебном заседании.
Доказательств наличия уважительности пропуска срока, равно, как и доказательств того, что имелись обстоятельства, препятствовавшие своевременно обратиться в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора, истица суду не представила.
Как видно, Панариной Л.В. при рассмотрении дела не было представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, факта невозможности обращения в суд в пределах установленного законом срока.
При указанных обстоятельствах суд признает причины пропуска истицей срока исковой давности для защиты права неуважительными и принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Панариной ФИО1 к ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, структурному подразделению Госпиталь № <адрес>) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в приеме на работу на должность медицинской сестры терапевтического профиля незаконным, понуждении к заключению трудового договораотказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение тридцати дней.
Председательствующий Г.Н. Осколкова