Судья: Жеребор С.А. Дело № 33-3888/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пархоменко Г.В.,
судей Новиковой Ю.В.,Черновой Н.Ю.,
по докладу судьи Пархоменко Г.В.,
при секретаре Жиленко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Викторовой О.П. на решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 8 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегияУ С Т А Н О В И Л А:
Управление Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе обратилось с иском к Викторовой О.П. о взыскании незаконно полученной денежной суммы.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчице с 12.04.2007 г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с наличием «северного» стажа. Размер пенсии на дату назначения составлял <...>. Расчёт размера пенсии производился с учётом стажа работы в районах Крайнего Севера 22 года 9 месяцев 25 дней, в который включены все периоды трудовой деятельности, протекавшие в районах Крайнего Севера. Этот расчёт пенсии производился с учётом справки о заработной плате от 27.04.2007 г. №760-1/01 за период работы с 01.06.1987 г. по 31.08.1991 г., отношение заработной платы составило - 0,763. 25 марта 2008 года Викторова О.П. обратилась в УПФ РФ с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив справку о заработной плате от 18.02.2008 г. за период работы с июля 1990 года по октябрь 1993 года. Отношение заработной платы с учетом данной справки составило - 3,484. После перерасчета, размер пенсии с 01.04.2008 г. составил <...> Однако с 2013 года в Управление стали поступать звонки о том, что ответчица предоставила фальсифицированные данные содержащиеся в справке от 18.02.2008 г. о заработной плате за период работы в АО «Камчатская реализационная база хлебопродуктов». В связи с чем, начальником Управления было принято решение исключить из пенсионного обеспечения данную справку о заработной плате и произвести перерасчет пенсии в сторону уменьшения с 01.03.2015 г. С этого времени размер пенсии Викторовой О.П. составил <...>. Таким образом, Пенсионный фонд переплатил ответчице пенсию за период с 01.04.2008 г. по 28.02.2015 г. в сумме <...> рублей.
Викторова О.П. обратилась в суд со встречным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе, указав, что Пенсионный фонд необоснованно исключил из подсчёта стажа её работы сведения о её заработке содержащиеся в справке от 18.02.2008 г. за период работы в АО «Камчатская реализационная база хлебопродуктов». Просила признать незаконным и отменить решение УПФ РФ по Кавказскому району об исключении из пенсионного обеспечения справки от 18.02.2008 г., признать незаконным протокол № 129 решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 16.04.2015 г., возобновить выплату пенсии в прежнем объёме.
Обжалуемым решением Кавказского районного суда Краснодарского края от 8 ноября 2016 года исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе удовлетворены. В удовлетворении встречного иска Викторовой О.П. отказано.
В апелляционной жалобе Викторова О.П. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе Смуглиенко Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, в отзыве на нее, выслушав пояснения представителя Управления Пенсионного фонда по доверенности гр.З., гр.В. и ее представителя по доверенности гр.М., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Материалами дела установлено, что Викторовой О.П. с 12.04.2007 г. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании ст. 28 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с наличием «северного» стажа, при этом размер пенсии производился с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера - 22 года 9 месяцев 25 дней, а также на основании справки о заработной плате от 27.04.2007 г. за период работы с 01.06.1987 г. по 31.08.1991 г.
Также установлено, что впоследствии Викторова О.П. обратилась в УПФР с заявлением о перерасчетеразмера пенсии, представив справку о заработной плате от 18.02.2008 г. за период работы с июля 1990 года по октябрь 1993 года, в связи с чем ей был произведен перерасчет размера пенсии, который с 01.04.2008 г. составил <...>.
Вместе с тем, в 2013 году в Пенсионный фонд поступили сведения о том, что представленная Викторовой О.П. справка является подложной, в результате чего была проведена проверка, по результатам которой УПФР пришло к выводу о том, что данная справка не должна была приниматься во внимание Пенсионным фондом для перерасчёта пенсии, поскольку она подписана руководителем и главным бухгалтером АООТ «Камчатская реализационная база хлебопродуктов» по истечении длительного времени после ликвидации указанной организации, то есть подписавшие справку должностные лица в момент подписания справки, таковыми не являлись и не имели право ее подписывать, при этом на момент приёма этой справки 2008 году Пенсионный фонд таковыми сведениями не располагал.
Более того, из материалов дела, в частности из вступившего в законную силу приговора суда от 12.05.2016 г., следует, что Викторова О.П. признана виновной и осуждена по ч. 3 ст. 327 УК РФ, ч. 1 ст. 303 УК РФ, ч. 3 ст. 327 УК РФ. Указанным приговором установлено, что в неустановленные следствием время, месте, при неустановленных обстоятельствах у Викторовой О.П. возник преступный умысел на предоставление в Управление пенсионного фонда РФ в Кавказском районе заведомо подложной справки о заработной плате с целью получения права на перерасчет пенсии и повышение пенсионных выплат. Таким образом, Викторова О.П., действуя умышленно и целенаправленно, осознавая противоправность своих действий и неизбежность наступления общественно-опасных последствий, выраженных в необоснованном получении права на повышенные пенсионные выплаты, заведомо зная, что справка от 18.02.2008 г. о размере ее заработной платы за период работы с 25.07.1990 г. по 22.10.1993 г. в ОАО «Камчатская реализационная база хлебопродуктов» содержит ложные сведения о дате ее выдачи и, так как содержит поддельную подпись, не выдавалась ей бывшим руководителем общества Чичевым А.Н., а, следовательно, не имеет и не может иметь юридической силы.
На основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Викторова О.П. при предоставлении в Пенсионный фонд справки от 18.02.2008 г. действовала не добросовестно, заведомо знала о подложности справки и удовлетворил исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ в Кавказском район, отказав Викторовой О.П. в удовлетворении встречных исковых требований.
Доводы жалобы о том, о том, что сумма переплаты может быть взыскана не более чем за последние три года, то есть с 28.02.2012 г. по 28.02.2015 г., судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
О том, что справка является подложной, стало достоверно известно после вступления приговора суда в законную силу 13.07.2016 г., следовательно, истец в пределах трёхлетнего срока исковой давности (т.е. с момента когда ему стало известно о нарушенном праве) обратился в суд с заявленным требованием, вместе с тем требования истца о взыскании необоснованного обогащения в период с 01.04.2008 г. по 28.02.2015 г. соответствуют сроку защиты права, установленного ст. 196 ч.2 ГК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 8 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Викторовой О.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: