Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-67/2021 от 01.09.2021

Дело № 12-67/2021

УИД № 36RS0006-01-2021-004378-86

РЕШЕНИЕ

г. Бобров

Воронежская область                                                                               01 ноября 2021 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.М.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

рассмотрев в помещении суда жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» директора Устюгова Е.Е. на постановление заместителя начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. №179/ТА/2021 от 29.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №179/ТА/2021 от 29.06.2021, вынесенным заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. ООО «Специализированное хозяйство Московское» (далее – ООО «СХ Московское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д. 5-8).

Директор ООО «СХ Московское» Устюгов Е.Е., будучи не согласен с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой на него (т.1 л.д. 1-4).

Согласно жалобе, ООО «СХ Московское» получена лицензия на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ от 31.07.2017 со сроком действия до 01.08.2041, участки недр расположены в <адрес>, целевое назначение – добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения технологического обеспечения водой собственного предприятия. Обществом в настоящее время ведется работа по получению согласования технической документации на разработку месторождения подземных вод. Департаментом по недропользованию ООО «СХ Московское» было отказано в согласовании технической документации на разработку месторождения подземных вод в связи с необходимостью доработки проектной документации и приведение ее в соответствие с требованиями законодательства. Обществом была произведена установка счетчика-расходомера у устья скважины. В установленном порядке ведутся журналы учета водопотребления средствами измерений. На момент проверки проводились работы по постановке зоны с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин на кадастровый учет – материалы по установлению зоны с с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин в соответствии с требованиями ст. 106 Земельного кодекса РФ, направлены в Департамент природных ресурсов экологии Воронежской области.

Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) с учетом требований закона оформляются после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, и получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.

ООО «СХ Московское» ранее не привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Кроме того, считает, что при определении размера назначенного административного штрафа не было учтено финансовое положение юридического лица, наличие и размер имеющейся у него кредитной задолженности, ведение им активной общественной и социальной работы, благотворительной деятельности. Также считает, что при вынесении оспариваемого постановления не были учтены обстоятельства малозначительности совершенного административного правонарушения, в связи с чем привлекаемое к административной ответственности лицо может быть освобождено от административной ответственности, ему объявляется устное замечание.

Просит суд отменить обжалуемое постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021, и прекратить производство по делу (т.1 л.д. 1-4).

Представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «СХ Московское» в судебное заседание не явился, от него поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «СХ Московское», оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приобщить к материалам дела договор подряда №3/3 от 01.03.2017 и платежные поручения (т.2 л.д.5-41).

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, заместитель начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от него поступило ходатайство об отложении дела слушанием (т.2 л.д. 2). Согласно письменного отзыва на жалобу, с изложенными доводами в жалобе законного представителя юридического лица ООО «СХ Московское» Устюгова Е.Е. не согласны. Считает, что на момент проведения проверки у пользователя недр отсутствовал согласованный и разработанный в установленном законом порядке технический проект разработки месторождения, но при этом осуществлялась добыча подземных вод из скважин, что подтверждается журналами учета водопотребления, предоставленными ООО «СХ Московское». Кроме того, на момент проверки у ООО «СХ Московское» отсутствовали материалы, подтверждающие установление зон с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, ООО «СХ Московское» как пользователь недр допустил проведение добычных работ на месторождении в отсутствие технической документации, не смотря на требования, установленные лицензионными условиями. Просили постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «СХ Московское» оставить в силе, а жалобу общества без удовлетворения (т.1 л.д.88-93).

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

    В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении    которого    ведется    производство    по    делу    об    административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, мнения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Исходя из преамбулы к Закону РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан, в том числе обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение: условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлено, что пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении ОНВОС 20-0136-001640-П, эксплуатируемого ООО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: <адрес> место фактического осуществления деятельности: <адрес>, участки недр, предусмотренные лицензией ВРЖ 00951 ВЭ. 23.06.2021 в 15:00 выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): допущено нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Фактически пользователем недр не представлены сведения подтверждающие согласование технической документации на разработку месторождения подземных вод в установленном порядке. В соответствии с информацией предоставленной отделом геологии и лицензирования по Воронежской и Орловской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (письмо N 13ВРЖ-04/424 от 23.06.2021) технический проект разработки месторождения ООО «СХ Московское» по лицензии ВРЖ 00951 ВЭ в установленном законом порядке не согласовывался.

Технический проект на разработку месторождения пользователем недр не согласован в установленном порядке. Скважины на участке располагаются в подземных павильонах, оборудованы запирающими задвижками и кранами для отбора проб. Устья скважин непосредственно не оборудованы счетчиками-расходомерами. Отсутствуют сведения о зонах с особыми условиями водозаборных скважин на публичной кадастровой карте Росреестра. Таким образом, ООО «СХ Московское» нарушены п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п.п. 8.15 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 №94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», ст.106 Земельного кодекса РФ, существенные условия лицензии ВРЖ 00951 ВЭ на пользование недрами, о чем составлен протокол об административном правонарушении № 176 от 23.06.2021 (т.1 л.д.63-66).

В связи с выявленными указанными выше нарушениями экологического законодательства постановлением о назначении административного наказания № №179/ТА/2021 от 29.06.2021, вынесенным заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., ООО «СХ Московское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д. 67-74).

Данное постановление вынесено должностным лицом в пределах компетенции, предусмотренной ст. 23.12 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ООО «СХ Московское» к административной ответственности нарушены не были.

Проанализировав материалы дела об административном правонарушении, доказательства, представленные органом, вынесшим обжалуемое постановление, а также заявителем ООО «СХ Московское»: лицензия на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ с приложением (т.1 л.д.9-12); протокол заседания Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений ископаемых Департамента по недрапользованию по Центральномц федеральному округу от 29.06.2021 (т.1 л.д.13 об. стор.-15); журнал учета водопотребления средствами измерений ООО «СХ Московское» (скважина №1), начатый от 01.01.2021 (т.1 л.д.16-23); заявление ООО «СХ Московское» о рассмотрении и утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой (т.1 л.д.24); уведомление о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 01.06.2021 (т.1 л.д.234-236,237-240); протокол №176 об административном правонарушении от 23.06.2021 (т.1 л.д.63-66); постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021 о назначении административного наказания (т.1 л.д.67-74); объяснение представителя ООО «СХ Московское» Гончарова С.В. от 23.06.2021 (т.1 л.д.115-116); акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №50 от 23.06.2021 (т.1 л.д.140-164); журнал учета водопотребления средствами измерений, начатый 01.10.2018 (т.1 л.д.165-194); акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 17.06.2021 (т.1 л.д.230-233); приказ №15/12-2-ОД от 15.12.2020 ООО «СХ Московское» об организации природоохранной деятельности (т.1. л.д.241-243); фототаблица к акту обследования от 17.06.2021 (т.1 л.д.255-258); договор подряда №3/3 от 01.03.2017, заключенный между ООО «СХ Московское» и ООО «Бурсервис» и платежные поручения (т.2 л.д.5-8,9-15), суд приходит к выводу, что ООО «СХ Московское» допущено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ, в связи с чем событие административного правонарушения, виновность ООО «СХ Московское», привлекаемого к административной ответственности установлены, его действия правомерно квалифицированы по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Совокупность установленных заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность ООО «СХ Московское», привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, согласующихся между собой.

Обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы судом не установлены.

Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления.

В силу положений частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая вышеизложенное и факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые, а также его финансовое положение (л.д. 12,13), имеются основания для снижения назначенного административного штрафа до размера 150 000 рублей, поскольку мера административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференциации ответственности, носит по отношению к ООО «СХ Московское» карательный, а не превентивный характер.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение не имеется, поскольку ООО «СХ Московское» не значиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. №179/ТА/2021 от 29.06.2021 о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Копию решения в трехдневный срок со дня его вынесения направить лицу, в отношении которого вынесено постановление, в орган, вынесший постановление.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий                    Т.М. Степанова

Дело № 12-67/2021

УИД № 36RS0006-01-2021-004378-86

РЕШЕНИЕ

г. Бобров

Воронежская область                                                                               01 ноября 2021 г.

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.М.,

при секретаре Петриевой Г.И.,

рассмотрев в помещении суда жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» директора Устюгова Е.Е. на постановление заместителя начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. №179/ТА/2021 от 29.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №179/ТА/2021 от 29.06.2021, вынесенным заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. ООО «Специализированное хозяйство Московское» (далее – ООО «СХ Московское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д. 5-8).

Директор ООО «СХ Московское» Устюгов Е.Е., будучи не согласен с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой на него (т.1 л.д. 1-4).

Согласно жалобе, ООО «СХ Московское» получена лицензия на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ от 31.07.2017 со сроком действия до 01.08.2041, участки недр расположены в <адрес>, целевое назначение – добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения технологического обеспечения водой собственного предприятия. Обществом в настоящее время ведется работа по получению согласования технической документации на разработку месторождения подземных вод. Департаментом по недропользованию ООО «СХ Московское» было отказано в согласовании технической документации на разработку месторождения подземных вод в связи с необходимостью доработки проектной документации и приведение ее в соответствие с требованиями законодательства. Обществом была произведена установка счетчика-расходомера у устья скважины. В установленном порядке ведутся журналы учета водопотребления средствами измерений. На момент проверки проводились работы по постановке зоны с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин на кадастровый учет – материалы по установлению зоны с с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин в соответствии с требованиями ст. 106 Земельного кодекса РФ, направлены в Департамент природных ресурсов экологии Воронежской области.

Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) с учетом требований закона оформляются после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, и получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.

ООО «СХ Московское» ранее не привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Кроме того, считает, что при определении размера назначенного административного штрафа не было учтено финансовое положение юридического лица, наличие и размер имеющейся у него кредитной задолженности, ведение им активной общественной и социальной работы, благотворительной деятельности. Также считает, что при вынесении оспариваемого постановления не были учтены обстоятельства малозначительности совершенного административного правонарушения, в связи с чем привлекаемое к административной ответственности лицо может быть освобождено от административной ответственности, ему объявляется устное замечание.

Просит суд отменить обжалуемое постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021, и прекратить производство по делу (т.1 л.д. 1-4).

Представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «СХ Московское» в судебное заседание не явился, от него поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «СХ Московское», оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приобщить к материалам дела договор подряда №3/3 от 01.03.2017 и платежные поручения (т.2 л.д.5-41).

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, заместитель начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от него поступило ходатайство об отложении дела слушанием (т.2 л.д. 2). Согласно письменного отзыва на жалобу, с изложенными доводами в жалобе законного представителя юридического лица ООО «СХ Московское» Устюгова Е.Е. не согласны. Считает, что на момент проведения проверки у пользователя недр отсутствовал согласованный и разработанный в установленном законом порядке технический проект разработки месторождения, но при этом осуществлялась добыча подземных вод из скважин, что подтверждается журналами учета водопотребления, предоставленными ООО «СХ Московское». Кроме того, на момент проверки у ООО «СХ Московское» отсутствовали материалы, подтверждающие установление зон с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, ООО «СХ Московское» как пользователь недр допустил проведение добычных работ на месторождении в отсутствие технической документации, не смотря на требования, установленные лицензионными условиями. Просили постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «СХ Московское» оставить в силе, а жалобу общества без удовлетворения (т.1 л.д.88-93).

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

    В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении    которого    ведется    производство    по    делу    об    административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, мнения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Исходя из преамбулы к Закону РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан, в том числе обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение: условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлено, что пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении ОНВОС 20-0136-001640-П, эксплуатируемого ООО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: <адрес> место фактического осуществления деятельности: <адрес>, участки недр, предусмотренные лицензией ВРЖ 00951 ВЭ. 23.06.2021 в 15:00 выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): допущено нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Фактически пользователем недр не представлены сведения подтверждающие согласование технической документации на разработку месторождения подземных вод в установленном порядке. В соответствии с информацией предоставленной отделом геологии и лицензирования по Воронежской и Орловской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (письмо N 13ВРЖ-04/424 от 23.06.2021) технический проект разработки месторождения ООО «СХ Московское» по лицензии ВРЖ 00951 ВЭ в установленном законом порядке не согласовывался.

Технический проект на разработку месторождения пользователем недр не согласован в установленном порядке. Скважины на участке располагаются в подземных павильонах, оборудованы запирающими задвижками и кранами для отбора проб. Устья скважин непосредственно не оборудованы счетчиками-расходомерами. Отсутствуют сведения о зонах с особыми условиями водозаборных скважин на публичной кадастровой карте Росреестра. Таким образом, ООО «СХ Московское» нарушены п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п.п. 8.15 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 №94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», ст.106 Земельного кодекса РФ, существенные условия лицензии ВРЖ 00951 ВЭ на пользование недрами, о чем составлен протокол об административном правонарушении № 176 от 23.06.2021 (т.1 л.д.63-66).

В связи с выявленными указанными выше нарушениями экологического законодательства постановлением о назначении административного наказания № №179/ТА/2021 от 29.06.2021, вынесенным заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., ООО «СХ Московское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д. 67-74).

Данное постановление вынесено должностным лицом в пределах компетенции, предусмотренной ст. 23.12 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ООО «СХ Московское» к административной ответственности нарушены не были.

Проанализировав материалы дела об административном правонарушении, доказательства, представленные органом, вынесшим обжалуемое постановление, а также заявителем ООО «СХ Московское»: лицензия на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ с приложением (т.1 л.д.9-12); протокол заседания Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений ископаемых Департамента по недрапользованию по Центральномц федеральному округу от 29.06.2021 (т.1 л.д.13 об. стор.-15); журнал учета водопотребления средствами измерений ООО «СХ Московское» (скважина №1), начатый от 01.01.2021 (т.1 л.д.16-23); заявление ООО «СХ Московское» о рассмотрении и утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой (т.1 л.д.24); уведомление о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 01.06.2021 (т.1 л.д.234-236,237-240); протокол №176 об административном правонарушении от 23.06.2021 (т.1 л.д.63-66); постановление №179/ТА/2021 от 29.06.2021 о назначении административного наказания (т.1 л.д.67-74); объяснение представителя ООО «СХ Московское» Гончарова С.В. от 23.06.2021 (т.1 л.д.115-116); акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №50 от 23.06.2021 (т.1 л.д.140-164); журнал учета водопотребления средствами измерений, начатый 01.10.2018 (т.1 л.д.165-194); акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 17.06.2021 (т.1 л.д.230-233); приказ №15/12-2-ОД от 15.12.2020 ООО «СХ Московское» об организации природоохранной деятельности (т.1. л.д.241-243); фототаблица к акту обследования от 17.06.2021 (т.1 л.д.255-258); договор подряда №3/3 от 01.03.2017, заключенный между ООО «СХ Московское» и ООО «Бурсервис» и платежные поручения (т.2 л.д.5-8,9-15), суд приходит к выводу, что ООО «СХ Московское» допущено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ВРЖ 00951 ВЭ, в связи с чем событие административного правонарушения, виновность ООО «СХ Московское», привлекаемого к административной ответственности установлены, его действия правомерно квалифицированы по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Совокупность установленных заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность ООО «СХ Московское», привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, согласующихся между собой.

Обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы судом не установлены.

Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления.

В силу положений частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая вышеизложенное и факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые, а также его финансовое положение (л.д. 12,13), имеются основания для снижения назначенного административного штрафа до размера 150 000 рублей, поскольку мера административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференциации ответственности, носит по отношению к ООО «СХ Московское» карательный, а не превентивный характер.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение не имеется, поскольку ООО «СХ Московское» не значиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. №179/ТА/2021 от 29.06.2021 о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Копию решения в трехдневный срок со дня его вынесения направить лицу, в отношении которого вынесено постановление, в орган, вынесший постановление.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий                    Т.М. Степанова

1версия для печати

12-67/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Специализированное хозяйство Московское"
Суд
Бобровский районный суд Воронежской области
Судья
Степанова Татьяна Михайловна
Статьи

ст.7.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
bobrovsky--vrn.sudrf.ru
01.09.2021Материалы переданы в производство судье
29.09.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021Дело оформлено
12.11.2021Вступило в законную силу
16.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее