дело №2-1424/2018
Решение
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Палагина Д.Н.
при секретаре Мукатовой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Громова Ю.А. к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
Вольский межрайонный прокурор <адрес> в интересах
Громова Ю.А. обратился в суд с иском к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» (далее – НО «ФКР») о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обосновывая свои требования тем, что Вольской межрайонной прокуратурой по поступившему обращению Громова Ю.А. и на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения НО «ФКР» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что Громов Ю.А. проживает по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, в который включены работы по капитальному ремонту кровли в многоквартирном <адрес>, в котором проживает
Громов Ю.А.
Завершение капитального ремонта указанного многоквартирного дома планировалось в декабре ДД.ММ.ГГГГ году.
Однако по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ работы по капитальному ремонту кровли не проведены и не завершены до настоящего времени, поскольку отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту кровли в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, ФКР не исполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту.
Необходимость проведения указанных работ в домах подтверждена актом обследования многоквартирного жилого <адрес>.
По итогам осмотра указанного многоквартирного дома составлен акт о том, что кровли многоквартирного дома требует проведения капитального ремонта.
Не проведение капитального ремонта имущества многоквартирного дома, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Вольский межрайонный прокурор <адрес> в интересах Громова Ю.А. обратился в суд с иском, в котором просит обязать НО «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ работ по капитальному ремонту кровли в многоквартирном <адрес>.
Представитель Вольской межрайонной прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен.
Истец Громов Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в соответствии с Распоряжением министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменения в распоряжение министерство строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении областного краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год», в который были включены работы по капитальному ремонту крыши в МКД № по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ объявлен электронный аукцион на разработку проекта выполнения работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ с ООО СЭ» заключен договор № № от ДД.ММ.ГГГГ. Также региональным оператором ДД.ММ.ГГГГ объявлен электронный аукцион №№ на разработку проекта выполнения работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Аукцион находится на стадии приема заявок. Прием заявок осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам подведения итогов аукциона в случае наличия заявок будет заключен договор подряда на разработку проекта выполнения работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Фонд капитального ремонта исполняет свои обязательства по обеспечению проведения капитального ремонта в пределах полномочий (организация проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлечение для выполнения данных работ подрядных организаций, для заключения договоров в качестве технического заказчика работ) и не может повлиять на ускорение сроков обеспечения выполнения работ ввиду не зависящих от него причин. Региональный оператор не является исполнителем услуг по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ. Договор подряда на проведение работ по капительному ремонту может быть заключен с выигравшей конкурс организацией в установленный действующим законодательством порядке. С учетом изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 167 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п.1 ст.166 ЖК РФ).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п.1 ст.168 ЖК РФ).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п.3 ст.168 ЖК РФ).
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п.1 ст.182 ЖК РФ).
<адрес> №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О региональном операторе в <адрес>» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <адрес> - регионального оператора.
Региональный оператор НО «Фонд капитального ремонта» создан распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПР.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>.
<адрес> программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> усматривается, что разработчиком программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении областного краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, в который включены работы по капитальному ремонту кровли в многоквартирном <адрес>.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном <адрес> не проведены и не завершены до настоящего времени.
По требованию межрайонной прокуратуры совместно с Управлением муниципального хозяйства Администрации Вольского МР проведено обследование технического состояния жилого <адрес>, в том числе состояние кровли дома.
Обследование показало, что кровля данного многоквартирного дома требует проведения капитального ремонта.
Опрошенный в ходе проверки Громов Ю.А. указал, что при неблагоприятных погодных условиях возникают постоянные протечки занимаемого им жилого помещения.
Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с ч.4 ст.55 Закона №44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п.8 ч.2 ст.83 Закона №44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п.6 ч.2 ст.83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч.4 ст.55 и ч.4 ст.71 Закона о контрактной системе (п.8 ч.2 ст.83 Закона №44-ФЗ).
Указанные положения Закона ответчиком соблюдены не были, сроки проведения работ по капитальному ремонту в доме истца нарушены.
Таким образом, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части понуждения ответчика обеспечить исполнение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме № по <адрес>.
При этом, суд считает, что установленный прокурором срок для исполнения указанной обязанности не является правильным, поскольку при выполнении работ предполагается привлечении подрядной организации, интересы которой также необходимо соблюдать. В связи с чем, суд считает возможным, обязать ответчика исполнить свои обязательства в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Вольского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Громова Ю.А. к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.
Обязать некоммерческую организацию «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту кровли в многоквартирном доме, расположенномпо адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения -ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Н. Палагин