РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2017 г. г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-3665/2017 по административному иску заместителя прокурора Кировского района города Астрахани в интересах неопределенного круга лиц о признании информации в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Кировского района г. Астрахани обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в августе 2017 года в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведен мониторинг сети Интернет, и установлено, что на страницах сайта с адресами: <данные изъяты> размещена информация о способах хищения электрической энергии, в том числе путем влияния на работу приборов учета электрической энергии, внесения в них изменений, их остановки, замедления действия, а также путем установки модифицированных приборов учета электрической энергии с устройствами, позволяющими производить их остановку и замедление действия. На сайте <данные изъяты> размещена информация, в которой содержатся статьи о приборах учета электрической энергии, способах вмешательства в их работу с целью остановки, замедления действия, изменения отображаемых показаний учтенного объема потребленной электроэнергии. Переход к указанным статьям осуществляется путем нажатия на соответствующие ссылки, размещенные на сайте. Нажатием на некоторые из указанных на сайте ссылки происходит перенаправление на сайт <данные изъяты>, где размещена информация о модифицированных приборах учета электрической энергии с устройствами, позволяющими производить остановку и замедление действия таких приборов, а также информация о возможности и способах приобретения указанных приборов, которые возможно приобрести путем заполнения на сайте формы обратной связи. Вход на указанные Интернет-сайты свободный и не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов может любой пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации содержащейся на указанном Интернет-ресурсах, также отсутствуют. Наличие свободного доступа как физических, так и юридических лиц к интернет-сайтам <данные изъяты> противоречит требованиям законодательства, поскольку на сайтах содержится информация, которая запрещена к размещению на территории Российской Федерации в силу прямого указания закона. В связи с чем, прокурор просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-страницах сайтов с адресами <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие в порядке упрощенного производства.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с п.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 6 ст. 10 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона об информации).
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 13 ст. 2 Закона об информации).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статьей 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пп. «г» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
При этом, в силу п. 35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Ст. 7.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за мелкое хищение, а ст. 165 УК РФ – уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
Из материалов дела следует, что в августе 2017 года в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведен мониторинг сети Интернет, и установлено, что на страницах сайта с адресами: <данные изъяты> размещена информация о способах хищения электрической энергии, в том числе путем влияния на работу приборов учета электрической энергии, внесения в них изменений, их остановки, замедления действия, а также путем установки модифицированных приборов учета электрической энергии с устройствами, позволяющими производить их остановку и замедление действия. На сайте <данные изъяты> размещена информация, в которой содержатся статьи о приборах учета электрической энергии, способах вмешательства в их работу с целью остановки, замедления действия, изменения отображаемых показаний учтенного объема потребленной электроэнергии. Переход к указанным статьям осуществляется путем нажатия на соответствующие ссылки, размещенные на сайте. Нажатием на некоторые из указанных на сайте ссылки происходит перенаправление на сайт <данные изъяты>, где размещена информация о модифицированных приборах учета электрической энергии с устройствами, позволяющими производить остановку и замедление действия таких приборов, а также информация о возможности и способах приобретения указанных приборов, которые возможно приобрести путем заполнения на сайте формы обратной связи. Вход на указанные Интернет-сайты свободный и не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов может любой пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации содержащейся на указанном Интернет-ресурсах, также отсутствуют. Наличие свободного доступа как физических, так и юридических лиц к интернет-сайтам <данные изъяты> противоречит требованиям законодательства, поскольку на сайтах содержится информация, которая запрещена к размещению на территории Российской Федерации в силу прямого указания закона.
По делам о признании информации - сайта в сети Интернет запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информацией.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания на соответствующем интернет-сайте запрещенной информацией, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В административном исковом заявлении прокурора о признании информации запрещенной ставится вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление заместителя прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.179,180, 262-265 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-страницах сайтов с адресами <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: Е.А.Рахматулина