Дело № 33-7756/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 14 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей: Железовского С.И., Дорожко С.И.,
при секретаре: Шадрине Б.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева С. В. к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании внуков членами семьи,
с апелляционной жалобой ответчика Министерства строительства Хабаровского края на решение суда района имени Полины Осипенко от 16 августа 2018 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края – Полковниковой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Беляев С.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и просил признать внуков ФИО1, ФИО2 членами своей семьи.
В обоснование исковых требований указано, что он является участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в соответствие с ФЗ № 125 от 25.10.2002 и стоит в очереди на получение жилищного сертификата. Проживает по <адрес>, которая принадлежит на праве собственности его супруге ФИО3 В состав его семьи входит дочь – Коцюба С.С., внуки ФИО1, ФИО2, в отношении которых администрацией района отказано в признании членами его семьи. Признание внуков членами семьи Беляева С.В. может быть осуществлено только в судебном порядке, такое признание необходимо для включения их в состав его семьи и получения субсидии для приобретения жилья в соответствии с программой «Жилище».
Решением суда района имени Полины Осипенко от 16.08.2018 исковые требования удовлетворены. ФИО1, ФИО2 признаны членами семьи Беляева С.В.
Дополнительным решением от 14.09.2018 в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Хабаровского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства Хабаровского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> является супруга истца, действующее законодательство не предполагает возможность признания членами семьи лица, не являющегося собственником либо нанимателем жилого помещения. Суд первой инстанции не принял во внимание положения законодательных норм о том, что для признания членами семьи гражданина факт их вселения является обязательным условием и действующее законодательство не предполагает возможность признания членами семьи лица, не являющегося собственником либо нанимателем жилого помещения. Беляев С.В., не являясь собственником жилого помещения, не имел законных оснований для вселения ФИО1 и ФИО2
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО3 соглашаясь с решением суда, указала, что истец с супругой проживают совместно, внуки вселялись в жилое помещение, как члены семьи, проживают совместно с ними, пользование общим жильем осуществляется по обоюдному согласию. Кроме того, имущество, нажитое супругами в браке, является общим.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Беляев С.В. является участником Федеральной программы «Жилище», поставлен на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Беляев С.В. зарегистрирован и проживает по <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности его супруги ФИО3
В указанном жилом помещении кроме Беляева С.В. зарегистрированы: супруга – ФИО3, дочь – Коцюба С.С., а также несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2, которые приходятся Беляеву С.В. внуками.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст. ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 10 Семейного кодекса РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд первой инстанции исходил из того, что внуки истца вселены в занимаемое жилое помещение в качестве членов его семьи, где зарегистрированы по настоящее время, проживают совместно, ведут общее хозяйство, имеют единый бюджет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами и с решением суда первой инстанции поскольку они противоречат обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, объяснений сторон, действия истца, обратившегося в суд с рассматриваемым иском, направлены на обеспечение средствами государственного жилищного сертификата в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом внуков ФИО1 и ФИО2
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Из ст. 5 данного Федерального закона следует, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом, для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Судом первой инстанции не учтено, что само по себе проживание несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 с истцом в одном жилом помещении, оказание материальной помощи и участие в воспитании не создает необходимой совокупности обстоятельств, позволяющих признать их членами одной семьи для целей названного Федерального закона.
Собственником жилого помещения, в котором проживают истец с внуками, является ФИО3, квартира приобретена в период брака с истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), на основании п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ, относятся движимые и недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 СК РФ).
Установление режима собственности на квартиру <адрес> выходит за рамки рассматриваемого спора.
Истец не ссылался на то, что также является собственником данной квартиры, не представлял сведений о наличии либо отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 36 СК РФ, исключающих приобретенное в период брака имущество, из состава общего совместного имущества, о наличии либо отсутствии брачного договора, равно как и сведения о том, производился ли между супругами раздел квартиры, приобретенной в период брака.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия исходит из того, что в качестве собственника данной квартиры в спорных правоотношениях выступает ФИО3 - титульный собственник жилого помещения.
Таким образом, истец не вселял внуков в указанную квартиру в качестве собственника жилого помещения. В связи с чем, оснований для применения ст. 31 ЖК РФ у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Истец не относится к числу лиц, чье место жительства признается местом жительства несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, имеющих родителей, и по данным похозяйственной книги (л.д. 44) указанных в составе семьи супругов Коцюба С.С. и ФИО4, проживающих в жилом помещении по <адрес>.
Семейным кодексом РФ закреплено право ребенка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). При этом, закон не ставит данную обязанность в зависимость от наличия или отсутствия у родителей необходимых для содержания денежных средств.
Таким образом, законодателем обязанность по содержанию ФИО1 и ФИО2 возложена на их родителей - мать Коцюба С.С. и отца ФИО4, а также отца ФИО1 – ФИО5
Сведений о том, что родители ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав, нетрудоспособны, отец ФИО1 освобожден от уплаты алиментов, уклоняется от обязательств по содержанию несовершеннолетнего сына, а равно о том, что алиментные обязательства исполняются им в меньшем, чем предусмотрено семейным законодательством РФ объеме, материалы дела не содержат. Дочь истца Коцюба С.С. исполняет родительские обязанности, воспитывает сыновей.
При указанных обстоятельствах, факт родства и следующий из позиции стороны истца факт совместного проживания и ведения общего хозяйства истца с несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2, с учетом не предоставления доказательств оказания истцом материальной помощи и участия в воспитании внуков, не свидетельствуют о том, что ФИО1 и ФИО2 являются членами семьи истца в том правовом смысле, в котором определяется их право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, как членам семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии.
В связи с чем, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Беляева С.В. ко всем ответчикам.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░