Судья <ФИО>3 дело № 33а-6526/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,
при секретаре Вартанян Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федченко <ФИО>10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действия незаконным,
по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности Спасибуховой М.Г. на решение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
административный истец Федченко В.Г. через своего представителя по доверенности Спасибухову М.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление Росреестра по КК), указав, что 09.07.2020 г. обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества за <№...>, предоставив следующие документы: свидетельство о праве на наследство по закону № б/н от <Дата ...>, договор № б/н от <Дата ...>, разрешение на производство работ <№...> от <Дата ...>, технический паспорт № б/н от <Дата ...> для внесения изменений в ранее учтенный объект недвижимости в ЕГРН - летняя кухня литер «Б», площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>, Центральный внутригородской округ, <Адрес...>, дом 72. 14.07.2020 г. ведущим специалистом-экспертом Управление Росреестра по КК Аркадьевым С.А. принято решение <№...> об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в связи с непредоставлением документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости и непоступлением в установленный срок ответа ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация-Краевое БТИ» о предоставлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него, либо устанавливающих или подтверждающих право на него. Административный истец считает, что действия специалиста-эксперта Аркадьева С.А. об отказе во внесении изменений в ранее учтенный указанный объект недвижимости в ЕГРН являются незаконными и необоснованными, нарушает его права владельца вышеуказанного объекта недвижимости.
В этой связи, просил суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице ведущего специалиста-эксперта Аркадьева С.А. 14.07.2020 г. <№...> об отказе во внесении изменений о ранее учтённых объектах недвижимости в ЕГРН: летней кухни литер Б, площадью 30 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес...>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить выявленные нарушения и внести изменения о ранее учтённых объектах недвижимости в ЕГРН: летняя кухня литер Б, площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес...>, признав за Федченко В.Г. право собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.07.1999 г.; взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу Федченко В.Г. судебные расходы, понесенные административным истцом на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления представителя Федченко В.Г. по доверенности Спасибуховой М.Г. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Спасибухова М.Г., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что вопреки выводам государственного регистратора и суда о том, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, указанные сведения содержались в представленных на регистрацию документах – в техническом паспорте домовладения, содержащий указание о летней кухне, а также в свидетельстве о праве на наследство по закону от 11.07.1999 г. Полагает, что тот факт, что нотариус в 1999 году не указала площадь объекта недвижимости, не делает данное свидетельство недействительным, поскольку оно вынесено с соблюдением всех законных требований и является правоустанавливающим документом. Указывает, что в предоставленных на регистрацию документах имелись все необходимые сведения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.
Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что 09.07.2020 г. административный истец Федченко В.Г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества за <№...>, предоставив следующие документы: свидетельство о праве на наследство по закону № б/н от <Дата ...>, договор № б/н от <Дата ...>, разрешение на производство работ <№...> от <Дата ...>, технический паспорт № б/н от <Дата ...> для внесения изменений в ЕГРН в отношении объекта: летней кухни литер Б, площадью 30 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес...>, Центральный внутригородской округ, <Адрес...>, дом 72.
<Дата ...> ведущим специалистом-экспертом Управление Росреестра по КК Аркадьевым С.А. принято решение <№...> об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в связи с непредоставлением документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, и в связи с непоступлении в установленный срок ответа ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» о предоставлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.
Решением специалиста-эксперта Аркадьева С.А. отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по основаниям, установленным пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании того, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площадь застройки) и о её значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований и признавая оспариваемое решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом государственному регистратору не предоставлены необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными суждениями суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела.
Правовое регулирование процедуры кадастрового учета осуществляется нормами Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе, в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Согласно оспариваемому решению Управления Росреестра по КК на рассмотрение административному ответчику предоставлены, в том числе, свидетельство о праве на наследство по закону № б/н от <Дата ...> и технический паспорт №б/н от <Дата ...>
Из свидетельства о праве на наследство по закону № б/н от <Дата ...> следует, что наследственное имущество составляет домовладение, находящееся в городе Краснодаре, по <Адрес...>, расположенное на земельном участке мерою 318 кв.м., состоящее в целом в составе из жилого дома с пристройками, полезной площадью 115,5 кв.м., в том числе жилой площадью 50,4 кв.м., летней кухни, пристройки, гаража, ограждений и сооружений, принадлежащих наследодателю Федченко В.Н. на основании договора бессрочного пользования земельным участком. Технический паспорт, составленный ГУП КК «Крайтехинвентаризация» от <Дата ...>, также содержит сведения о литере Б – летней кухни.
Таким образом, вывод государственного регистратора о том, что в представленных Федченко В.Г. в Управление Росреестра по КК документах отсутствовали сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости является необоснованным.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления Росреестра по КК от 14.07.2020 г. <№...> является незаконным, вынесенным с нарушением требований Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», нарушающим права и законные интересы административного истца.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что является основанием для отмены судебного акта.
В связи с допущенными судом первой инстанции существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшийся по делу судебный акт подлежит отмене, принятию нового решения о признании незаконным решения Управления Росреестра по КК от 14.07.2020 г. <№...>, с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца.
В то же время, требования Федченко В.Г. о признании за ним права собственности на вышеуказанный объект недвижимости на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.07.1999 г. удовлетворению не подлежат, поскольку в данном случае, в рамках административного спора Управление Росреестра по КК не является надлежащим ответчиком по требованиям, которые носят гражданско-правовой характер.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 14.07.2020 г. <№...> об отказе во внесении изменений о ранее учтённых объектах недвижимости в ЕГРН: летняя кухня литер Б, площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить выявленные нарушения и внести изменения о ранее учтённых объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости: летняя кухня литер Б, площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес...>.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи