Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4249/2017 ~ М-4338/2017 от 02.10.2017

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

2 ноября 2017 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4249/16 по иску Евдокимова В. П. об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4249/16 по иску Евдокимова В. П. об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Евдокимов В.П. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Департамент градостроительства г.о. Самара возвратил его заявление, сославшись на отсутствие предусмотренных пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ документов письмом от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ Считает эти незаконными, поскольку к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка были приложены документы, подтверждающие его право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно удостоверение ветерана боевых действий. Просит признать не соответствующими закону и нарушающими его законные действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3383, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направив ему копию решения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Бородачева И.С. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Кремнева А.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 20-23).

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для размещения гаража без проведения торгов (л.д. 7-8).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара возвратил заявление истцу (л.д. 6).

Возврат заявления влечет прекращение его рассмотрения, затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка была, как усматривается из его заявления, ранее подготовлена, но не утверждена.

Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решить вопрос о его возвращении заявителю при наличии предусмотренных законом оснований.

Согласно п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;

- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

- цель использования земельного участка;

- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Ответчик возвратил истцу заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ, ссылаясь на неприложение документов, предусмотренных пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, т.е., документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Оценивая действия ответчика на соответствие п.3 ст.39.15 ЗК РФ, суд приходит к следующему.

В заявлении истца в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указан пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. Данной нормой предусмотрено предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. Норма носит бланкетный характер, не содержит даже ссылок на конкретные законы, предоставляющие гражданам указанное в неё право.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и подлежащих в этом качестве приложению к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ, утверждён приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно этому перечню, в рассматриваемом случае заявитель должен приложить к заявлению выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Идентичное положение содержит п.2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утверждённого постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

В качестве такового документа истец прикладывал к своему заявлению дубликат выданного Красноглинским райвоенкоматом свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ серии А (л.д. 9). Однако данный документ не указывает на принадлежность заявителя к какой-либо категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Данный документ вообще никак не описывает правовой статус заявителя в терминологии действующего законодательства. Текст документа состоит из одного предложения, в котором указано, что предъявитель документа за успешное выполнение заданий Правительства С. имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ.

Представленный документ не может расцениваться, как документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, по следующим причинам.

Как можно предположить исходя из характера документа, речь в нём идёт о постановлении Центрального комитета КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям».

Данный нормативный акт в настоящее время не признан утратившим силу и формально сохраняет своё действие, хотя большинство указанных в нём льгот либо утратило актуальность, либо регламентировано в настоящее время иными нормативными правовыми актами.

Льготу по первоочередному или внеочередному приобретению земельных участков вообще и для размещения гаража в частности указанное постановление не предоставляло никакой из категорий указанных в нём лиц. Кроме того, в настоящее время в системе законодательства РФ данный нормативный акт (постановление союзного правительства) имеет ту же юридическую силу, что и постановления Правительства РФ. Однако право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков может быть предоставлено только федеральным или региональным законом, лишь в этом случае земельный участок должен предоставляться по выбранному истцом основанию без проведения торгов. Следовательно, само по себе данное постановление ни при каких обстоятельствах не может служить основанием для предоставления земельного участка в соответствии с пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

Постановление Центрального комитета КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» содержит положения о льготах не для какой-то одной категории граждан, а для нескольких категорий с различным правовым статусом:

- военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане,

- военнослужащих, получивших ранения, контузии или увечья в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы в Афганистане,

- военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий, увечья или заболеваний, полученных на территории Афганистана,

- военнослужащих, получивших тяжёлые ранения, контузии или увечья в боевых действиях в Афганистане,

- жён и родителей военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы,

- рабочих и служащих, получивших во время боевых действий на территории Афганистана ранения, контузии или увечья,

- членов семей рабочих и служащих, погибших либо умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных во время боевых действий.

Действующее законодательство предусматривает различный правовой статус для различных категорий граждан из приведённого выше перечня. В частности, не все перечисленные выше категории подпадают в настоящее время под предусмотренный ст.3 ФЗ «О ветеранах» статус ветерана боевых действий. Следовательно, одно лишь указание на постановление Центрального комитета КПСС и Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» не позволяет определить правовой статус заявителя в контексте наличия или отсутствия у него права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований по делу не имеется, поскольку отсутствие документа, явным образом подтверждающего право заявителя на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, является законным основанием для возвращения истцу его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ.

Суд также принимает во внимание доводы ответчика, что указание в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в качестве основания такого предоставления только лишь на бланкетную норму пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ не позволяет определить конкретное положение федерального или областного закона, на основании которого заявитель испрашивает земельный участок. В связи с этим представленный заявителем пакет документов не давал возможности определить, на основании какой правовой нормы заявитель просит предоставить ему земельный участок и, соответственно, чем должно подтверждаться наличие у заявителя права на его предоставление. С учётом данного обстоятельства суд не может поставить в вину ответчику неуказание в письме от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3383-0-1 конкретных документов, которые должны были быть представлены истцом.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для вывода о нарушении оспариваемым действием прав и законных интересов истца, поскольку истец вправе повторно обратиться в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав конкретную норму федерального или областного закона, дающую право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, и приложив документ, однозначным образом подтверждающий его принадлежность к соответствующей категории граждан-льготников.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, истец являлся военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в Афганистане, нормой закона, предоставляющей ему, как он полагает, право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, является п.4 ст.<адрес> «О земле».

Однако из представленного заявителем в Департамент градостроительства г.о. Самара пакета документов усмотреть данные обстоятельства невозможно.

Закон не предусматривает процедуры запроса уполномоченным органом у заявителя дополнительных документов. В связи с этим ответчик правомерно возвратил документы истцу, не затребовав от него дополнительных объяснений.

Суд учитывает, что форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов определена приложением к Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов и не предусматривает возможности указания в графе «основания предоставления земельного участка без проведения торгов» каких-либо иных законодательных норм, кроме положений ст.39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10 ЗК РФ. Следовательно, при заполнении заявления истец вынужденно ограничился указанием на бланкетную норму пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. Однако без дополнительного указания на правовую норму, дающую право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, рассмотрение такого заявления уполномоченным органом невозможно в принципе, в связи с чем в случае повторного обращения заявителю необходимо приложить пояснительное письмо в произвольной форме, содержащее указание на закон, являющийся, по его мнению, основанием для обращения. Такое пояснительное письмо вкупе с документом, подтверждающим соответствующий правовой статус (применительно к статусу ветерана боевых действий при отсутствии соответствующего удостоверения им может являться справка военкомата или архива Министерства обороны об участии в боевых действиях), будут являться искомыми документами, необходимыми для рассмотрения заявления. Изложенная правовая позиция суда будет обязательной для ответчика в случае повторного обращения истца с аналогичным заявлением.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4249/2017 ~ М-4338/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евдокимов В.П.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
02.10.2017Регистрация административного искового заявления
03.10.2017Передача материалов судье
05.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2017Подготовка дела (собеседование)
24.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее