к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская Краснодарского края 03 мая 2017 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Емельянова А.А.,
с участием представителя истца Андреева В.П. по доверенности – Бондаренко Е.А.,
при секретаре Щербатой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Андреева В.П. к администрации муниципального образования Северский район об утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Андреев В.П. обратился в Северский районный суд с иском к администрации муниципального образования Северский район об утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование своего иска указал о том, что согласно выписки из протокола № 4 заседания районной комиссии по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения в предприятиях АПК Северского района от 30.08.2005 года, администрацией муниципального образования Северский район было решено предоставить ОАО «<данные изъяты> в лице директора Андреева А.В., в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности ОАО «<данные изъяты>», в лице директора Андреева А.В., сроком на 11 месяцев земельный участок, общей площадью 505 га, из них «82 га земель, ранее арендуемых КХ Маркова В.И.»
После этого Андреев В.П. обратился с письменным заявлением в Управление сельского хозяйства с просьбой предоставить в аренду вышеуказанный земельный участок ООО «ПСХ «<данные изъяты> Однако до сегодняшнего дня земельный участок предоставлен в аренду не был. В начале 2015 года при проведении Андреевым В.П. межевых работ связанных с утверждением схемы расположения вышеуказанного земельного участка фактическая площадь составила 995000 кв.м.
Соответственно, после проведения межевых работ, Андреев В.П. подал заявление в администрацию муниципального образования Северского района об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 995000 кв.м., расположенного в северозападной части пгт. Афипский на кадастровом плане № соответствующей территории с последующим представлением данного земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - для растениеводства, в связи с расширением Крестьянского фермерского хозяйства, однако, от администрации муниципального образования Северского района ответ на заявление так и не поступил. Схема границ вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования так и не утверждена. Земельный участок в аренду не представлен, в связи с чем истец считает, что данное бездействие администрации муниципального образования Северского района нарушает его права.
На вышеуказанный земельный участок не зарегистрировано право собственности РФ, поэтому в настоящее время он находится в ведении муниципального района, соответственно согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» - распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1. настоящего ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим ФЗ или другими федеральными законами не предусмотрено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В соответствии со ст. 12 Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны, цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п.1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территории в течении месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
На основании ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено ст. 34 ЗК РФ (в ред. действовавшей на момент подачи заявления) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст. 24 настоящего Кодекса.
В связи с вышеизложенным истец просит суд возложить на администрацию муниципального образования Северского района обязанность утвердить схему расположения земельных участков площадью 995000 кв.м., расположенного в северо-западной части пгт. Афипский на кадастровом плане № соответствующей территории; обязать администрацию муниципального образования Северского района заключить с Андреевым В.П. договор аренды земельного участка площадью 995000 кв.м., находящегося в северо-западной части пгт. Афипский на кадастровом плане № соответствующей территории, сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - для растениеводства, в связи с расширением Крестьянского фермерского хозяйства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Андреев В.П обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, общей площадью 995000 кв.м. расположенный в северо-западной части пгт.Афипский для ведения КФХ. Однако до сегодняшнего дня земельный участок предоставлен в аренду не был. В начале 2015 года при проведении Андреевым В.П. межевых работ связанных с утверждением схемы расположения вышеуказанного земельного участка фактическая площадь составила 995000 кв.м.
На вышеуказанный земельный участок не зарегистрировано право собственности РФ, поэтому в настоящее время он находится в ведении муниципального района, соответственно согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» - распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1. настоящего ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим ФЗ или другими федеральными законами не предусмотрено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Исходя из приведенного выше, обозначенный земельный участок в настоящее время никому не принадлежит, поэтому участок является бесхозным и никем не занят. На данный земельный участок не зарегистрировано право собственности РФ, поэтому в настоящее время он находиться в ведении муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации не основано на законе.
Ввиду того, что на данный земельный участок не зарегистрировано право собственности РФ, поэтому в настоящее время он находиться в ведении муниципального района, что следует из п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим ФЗ или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании ст.81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно ст.2 ФЗ от 11.06.2003г. №74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Далее Закон) - Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Как следует из ст. 11 Закона - для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии со ст.12 Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его предоставление в собственность или аренду на основании порядка установленного специальным федеральным законом, то есть без торгов.
На основании ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Как установлено ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства и ответов государственных органов, ответчик незаконно и необоснованно отказал истцу в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
Истцом Андреевым В.П. в соответствии с действующим законодательством были выполнены все условия, необходимые для приобретения земельного участка в аренду.
В нарушение вышеуказанной статьи администрацией муниципального образования Северский район испрашиваемые земельные участки в установленные сроки предоставлены Андреева В.П. в аренду не были, в связи, с чем данное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░.
-░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 995000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 995000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ 49 ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 03.05.2017░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░