Дело № 2-151/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» мая 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.
при секретаре Пятакове А.В.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Бурейского района ФИО4,
представителя ООО «Теплосервис» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурейского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей с. Безозерное, к Администрации Райчихинского сельсовета, ООО «Теплосервис» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной, расположенной по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2020 года,
установил:
Прокурор Бурейского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>,обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что в ноябре 2019 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора поАмурской областипри проведении проверки готовности к отопительному периоду2019-2020годов муниципального образованияРайчихинский сельсоветбыло выявлено отсутствие организации водно-химического режима на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, что послужило основанием для отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному периоду. Данная котельная является собственностью муниципального образования Райчихинский сельсовет и обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории <адрес>. Требования готовности к отопительному периоду включают в себя, в том числе, соблюдение водно-химического режима. Паспорт готовности является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надёжного, безопасного и бесперебойного прохождения отопительного периода. Просил суд возложить обязанность на АдминистрациюРайчихинского сельсовета и на ООО «Теплосервис»организовать водно-химический режим на котельной, расположенной по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2020 года.
В судебном заседании прокурорна заявленных требованиях настаивала, просила заявленный иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Теплосервис» - ФИО5 в судебном заседании исковые требования к ООО «Теплосервис» не признал, указал, что ООО «Теплосирвис» осуществляет пользование котельной на основании концессионного соглашения. Выполнение требований по подготовке поселения к отопительному периоду относится к полномочиям органа местного самоуправления – собственника котельных, в связи с чем, обязанность по организации водно-химического режима должна быть возложена на администрацию Райчихинского сельсовета. Выбор способов подготовки воды для подпитки котлов и технологии водоподготовки производится специализированной организацией. В штате теплоснабжающей организации не предусмотрены должности способные осуществить данного роды работы. Кроме этого, в ООО «Теплосервис» нет такой статьи расходов, для осуществления указанных прокурором полномочий. Просил в удовлетворении требований к ООО «Теплосервис» отказать.
Представитель ответчика – АдминистрацииРайчихинского сельсовета в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление о согласии с исковыми требованиями, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц Дальневосточного управления Ростехнадзора по Амурской области, Министерства ЖКХ Амурской области, Администрации Бурейского района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд счёл возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.
В письменном отзыве Дальневосточное управление Ростехнадзора по Амурской области поддержало требования прокурора в полном объеме.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании пункта 3 статьи 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ПрокурорБурейского районаобратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав жителей, как потребителей тепловой энергии, на надёжное, безопасное и бесперебойное прохождение отопительного периода.
Таким образом, обращение в суд прокурораБурейского района с данным иском является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в частности, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона, теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Перед отопительным периодом проверке подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и тепловые организации, потребители тепловой энергии.
Проверка готовности теплоснабжающей организации проводится органом местного самоуправления. По результатам проверки организации органом местного самоуправления выдается паспорт готовности к отопительному периоду.
После проведения проверок в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования управлением Ростехнадзора.
Согласно пункту 2 Правил оценки к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила), проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу п. 13 раздела III Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надёжного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила), разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил).
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
Согласно п. 12.2 Правил, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.
В соответствии с п. 12.8 Правил, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (п. 12.6 Правил).
В судебном заседании установлено, что отопление зданий и сооружений села Безозерное обеспечивается, в том числе от котельной, расположенной по <адрес>.
Указанное здание котельной, согласно свидетельству о государственной регистрации права 28 АА 709723 от 22.01.2013, принадлежит на праве собственности Райчихинскому сельсовету Бурейского района.
В соответствии с концессионным соглашением № 01 от 27.06.2014 года, заключенным между администрацией Райчихинского сельсовета (Концедент) с и ООО «Теплосервис» (Концессионер) здание котельной с техническим оборудованием передано ООО «Теплосервис» для целей осуществления деятельности с использованием объектов. Концессионеру на срок 7 лет предоставлено право владения и пользования зданием котельной с теплотехническим оборудованием.
В судебном заседании установлено, что в рамках проведённой проверки было выявлено отсутствие организации водно-химического режима на котельной теплоснабжающей организации.
В частности, на территорииБурейского районаводно-химический режим не организован на котельной,расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> являются собственностью муниципального образования Райчихинский сельсовети находятся на обслуживании у ООО «Теплосервис».
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.
В статьях 45,46 ФЗ «О концессионных соглашениях» также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.
Из вышеуказанных правовых актов следует, что передача собственником (Администрация Райчихинского сельсовета) здания котельной с оборудованием в пользование ООО «Теплосервис» не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нем теплоснабжающего оборудования.
Предъявляя требования к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельной, прокурор исходил из того, что фактически указанная котельная находится во владении и пользовании ООО «Теплосервис». Вместе с тем, водно-химический режим обеспечивается установкой на котельной соответствующего оборудования химводоподготовки котельных и тепловых сетей. Суд учитывает, что собственником котельной, расположенной по адресу: <адрес>, является администрация Райчихинского сельсовета, ООО «Теплосервис» имеет только право владения и пользования указанной котельной в рамках концессионного соглашения, по которому передано здание котельной с теплотехническим оборудованием, тогда как обязанность по водоподготовке и водно-химическому режиму тепловых энергоустановок и сетей, несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что обязанность организовать водно-химический режим на котельной, расположенной по <адрес> в соответствии со ст. 210 ГК РФ, должна быть возложена на собственника имущества - администрацию Райчихинского сельсовета.
Представленными в материалы дела доказательствами с учётом их относимости и допустимости подтверждается, что ответчиком администрация Рачихинского сельсовета были допущены нарушения в области законодательства о теплоснабжении.
Факт выявленных нарушений и содержание представленных в материалы дела доказательств стороной ответчика в период разрешения заявленного спора не оспаривались, в связи с чем суд признаёт их установленными.
В связи с совокупностью установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования к администрации Райчихинского сельсовета являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В удовлетворении заявленных требований к ООО «Теплосервис» следует отказать.
Со стороны администрацииРачихинского сельсовета не было представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что нарушения, об устранении которых было заявлено прокурором, были устранены.
Возложение на администрацию Рачихинского сельсовета обязанности по устранению выявленных нарушений соответствует требованиям действующего законодательства в области теплоснабжения.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что полномочия администрации Райчихинского сельсовета по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что водно-химический режим должен быть организован до начала следующего отопительного периода, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором, до 01 сентября 2020 года, полагая данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Иск прокурораБурейского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на АдминистрациюРайчихинского сельсовета обязанность организовать водно-химический режим на котельной, расположенной по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2020 года.
В удовлетворении исковых требований к ООО «Теплосервис» прокурору Бурейского района, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированное решение составлено 18 мая 2020 года