Дело №2-266/2020
УИД 03RS0033-01-2020-000111-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2020 года г.Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хисматуллиной И.А.,
при ведении протокола секретарем Григорьевой И.В., с участием представителя истца помощника Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Гарипова Р.Р., представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район РБ Мыльниковой Н.И. (доверенность № от 16.03.2020г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Гришовой Д.С. к Администрации муниципального района Благовещенский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в интересах Гришовой Д.С. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан по обращению Гришовой Д.С. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе, которой выявлены факты нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья. В нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется. Гришова Д.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 21.02.2018г. Гришова Д.С. на территории Благовещенского района и г.Благовещенск Республики Башкортостан собственником объектов недвижимого имущества не является. Постановлением главы администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 28.03.2018г. № Гришова Д.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Гришова Д.С. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, таким образом у нее возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона благоустроенное жилое помещение ей не представлено. Тем самым нарушены жилищные права заявителя, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Учитывая, что указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах межрайонным прокурором инициировано данное исковое заявление в интересах Гришовой Д.С.
В судебном заседании представитель истца помощник Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Гарипов Р.Р. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Истец Гришова Д.С. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ Мыльникова Г.И. не признав исковые требования, просила в удовлетворении иска отказать. При этом указала, что постановлением администрации муниципального района Благовещенский район Гришова Д.С. включена в Список очередников детей-сирот, в настоящее время право на предоставление ему жилого помещения не утратила, жильем не обеспечена в связи отсутствием финансирования муниципального бюджета на указанные цели. Ответчик надлежаще исполняет свои обязанности, а по мере поступления денежных средств и окончания строительства дома, Гришовой Д.С. будет предоставлено жилье.
В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Судом установлено, что Гришова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Свидетельству о рождении, родителями Гришовой Д.С. являются Г.С.В. и К.С.А.
К.С.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ., Г.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается представленными свидетельствами о смерти.
Постановлением Администрации муниципального района Благовещенский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГг., опекуном Гришовой Д.С. назначена К.Ю.В.
Согласно данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Гришова Д.С. является собственником 1/30 доли в праве собственности на жилой дом расположенный по адресу <адрес>.
Согласно справке ГБУ Республики Башкортостан государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация, Гришова Д.С. право на приватизацию не использовала.
Согласно справке Администрации сельского поселения Бедеево-Полянский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ от ДД.ММ.ГГГГг. Гришова Д.С. зарегистрирована по адресу Республики <адрес> с. Б.Поляна <адрес>.
Из справки Бирского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ следует, что в результате пожара 05.01.2018г. по адресу РБ <адрес> с. Б.Поляна <адрес> повреждено домашнее имущество, помещение по данному адресу.
Согласно справки выданной администрацией городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 26.04.2018г. Гришова Д.С. зарегистрирована по адресу <адрес>.
Согласно справки ГБУ Республики Башкортостан Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация, Гришова Д.С. является собственником 1/30 доли жилого дома по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
Как следует из постановления Администрации муниципального района Благовещенский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГг., признан факт невозможности проживания Гришовой Д.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Республики Башкортостан <адрес>
Согласно справке <данные изъяты> от 26.03.2018г., Гришова Д.С. обучается по очной форме обучения в бюджетной группе с 01.09.2017г. по 30.06.2020г.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых подлежат обеспечению жилыми помещениями Гришова Д.С. обратилась в Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 26.03.2018г.
Согласно Постановления Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан № 237 от 28.03.2018г., Гришова Д.С. включена в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот" и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Постановлением Администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 21.03.2012г. установлены нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что администрация муниципального района Благовещенский район РБ обязана предоставить Гришовой Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, при этом исходит из того, что Гришова Д.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на получение жилого помещения, которое она до настоящего времени не реализовала.
При этом суд обращает внимание, что анализ положений статей 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, Администрации муниципального района Благовещенский район РБ, обязанности по предоставлению Гришовой Д.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Довод ответчика о надлежащем исполнении своих обязанностей и об отсутствии денежных средств для приобретения жилья, не состоятелен. Не исполнение органом местного самоуправления государственной гарантии по обеспечению социально - незащищенной категории граждан жилым помещением не может ставиться в зависимость от наличия финансирования муниципального бюджета на указанные цели, поскольку влечет нарушение основополагающих конституционных принципов Российской Федерации, провозгласившей себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Гришовой Д.С. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предоставить Гришовой Д.С. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: И.А.Хисматуллина