дело № 2-288/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года с.Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,
при секретаре Коноплевой Н.А.,
с участием и.о. прокурора Михайловского района Амурской области Астахова П.А., представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области Бакшеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Калугина ФИО12 к администрации <адрес> о предоставлении Калугину А.А. жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Калугина А.А. обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области об обязании предоставить Калугину ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение. В обоснование заявленных требований указано, что Калугин ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав решением Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением главы Нижнеильиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставление внеочередного жилья» Калугин А.А поставлен на учет для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В 2010 году Калугин А.А. закончил обучение в МОУ Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа. Просит обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Калугину А.А. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Михайловского района, площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании и.о. прокурора Михайловского района Амурской области Астахов П.А. на исковых требованиях настаивал, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив, что благоустроенное жилое помещение Калугину А.А. должно быть предоставлено на территории с.Поярково Михайловского района Амурской области.
В судебное заседание истец Калугин А.А. не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области Бакшеева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ответчиком право Калугина А.А. на получение жилого помещения не оспаривается, Калугин А.А. в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на территории Михайловского района, включен в список на получение жилого помещения. Финансовое обеспечение предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходным обязательством Амурской области и финансируется за счет средств областного бюджета. Администрация Михайловского района в силу закона наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета. В июне и июле 2017 года из областного бюджета выделялись средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые было приобретено жилье. Указанным жильем были обеспечены лица, относящиеся к указанной категории, поставленные ранее в очередь на получение жилья. В 2018 году до администрации Михайловского района были доведены лимиты бюджетных обязательств в пределах которых осуществлено финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий. Сумма на текущий финансовый год составила 806 421,00 рублей, на указанные денежные средства была приобретена одна квартира, которой обеспечено лицо, из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответчиком неоднократно направлялись письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Из полученных ответов следует, что Министерство социальной защиты населения Амурской области не имеет возможности увеличить объем средств на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот Михайловского района. Таким образом, ответчиком обязанность по предоставлению жилья детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняется в рамках средств, выделенным областным бюджетом, просила в иске прокурора отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - отдела образования администрации Михайловского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, так в п. 1 ст. 8 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Согласно ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении серии IV-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родителями Калугина ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4.
Согласно справке о рождении Калугина А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Михайловского районного суда <адрес> от 20.06.2006г. ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Калугина ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы администрации <адрес> от 15.02.2006г. № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Калугиным А.А.» ФИО6 назначена опекуном несовершеннолетнего Калугина ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, истец Калугин А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы Нижнеильиновского сельсовета <адрес> № от 02.10.2009г. «О предоставлении внеочередного жилья» несовершеннолетний Калугин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет на предоставление вне очереди жилого помещения по достижении совершеннолетия на условиях договора социального найма.
Согласно копии паспорта серии № №, выданного ОУФМС России по <адрес> в <адрес> 11.06.2015г. и адресной справке ОВМ МО МВД России «Михайловский», Калугин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с тем, само по себе наличие регистрации в жилом помещении прав на него не порождает и не может служить обстоятельством, препятствующим решению вопроса о предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Калугина А.А.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Калугин А.А. закончил обучение в МОУ «Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа».
Стороной ответчика не оспаривается тот факт, что Калугин А.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на территории Михайловского района, поскольку включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Михайловского районного совета народных депутатов от 27.02.2007 утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, согласно которому норма представления на одного человека составляет 33 кв.м.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая в совокупности представленные доказательства и сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что Калугин А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, следовательно, в силу ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, площадью не менее установленной нормы предоставления.
При этом суд отмечает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует о том, что жилье должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права на получение жилого помещения.
Довод представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области о том, что выделенных из областного бюджета денежных средств для приобретения квартир детям-сиротам недостаточно, судом не принимается, поскольку действующее законодательство исходя из требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставит в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от наличия очереди среди лиц указанной категории, а также от иных условий.
Поскольку в ходе судебного заседания установлено, что Калугин А.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, окончил учебное заведение, право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовал, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Калугина ФИО12 о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Калугину ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Е.В.Ситникова
В окончательной форме решение изготовлено 12.10.2018