УИД: 66RS0009-01-2020-003416-10 дело № 12-286/2020
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2020 года г. Нижний Тагил
Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Новогрудской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Ковина П.С. на постановление главного государственного инспектора г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Пряничникова С.О. от 31 июля 2020 года № 0231 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Строительные технологии» (далее - ООО УК «Строительные технологии»),
установил:
обжалуемым постановлением ООО УК «Строительные технологии» по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 76 000 рублей с применением положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом установлено, что 10 июня 2020 года в 22 часа 59 минут ООО УК «Строительные технологии», являясь лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Черных, д. 20а, нарушены требования пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении очистки объекта защиты и прилегающей территории, а также в использовании противопожарных расстояний между зданиями, строениями и сооружениями для складирования материалов.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением, директор ООО УК «Строительные технологии» Ковин П.С. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.
В обоснование жалобы Ковин П.С. указал, что ООО УК «Строительные технологии» является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Нижний Тагил, ул. Черных, 18 и 30. Контейнерная площадка находится за пределами земельных участков, принадлежащих собственникам названных домов, соответственно, не относится к общему имуществу многоквартирных домов, и ее обслуживание не входит в обязанность управляющей компании.
В судебном заседании защитник Новогрудская М.А. доводы жалобы поддержала, настаивала на отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу. Защитник пояснила, что контейнерная площадка по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Черных, д. 20а предназначена для использования жителями многоквартирных домов № 20а и № 20б по ул. Черных в г. Нижний Тагил, которые находятся под управлением другой управляющей компании, поэтому график уборки данной площадки был согласован и подписан ошибочно.
Защитник подтвердила, что на момент пожара 10 июня 2020 года ООО УК «Строительные технологии» осуществляло уборку контейнерной площадки по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Черных, д. 20а путем заключения договора на вывоз отходов с ООО «Компания «РИФЕЙ». Пожар на прилегающей к площадке территории произошел вечером в среду, в том время как вывоз крупногабаритного мусора осуществляется ООО «Компания «РИФЕЙ» по четвергам.
Допрошенный в судебном заседании дознаватель отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Абрамов И.С. показал, что 10 июня 2020 года поступил сигнал о пожаре на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Черных, д. 20а. По прибытию на место он проводил осмотр места происшествия и установил, что возгорание произошло на прилегающей к контейнерной площадке территории. В районе 1 метра за мусорными баками практически вплотную к гаражам были складированы деревянные доски. На кирпичной кладке гаражей имелись следы конусного обгорания, вершина конуса направлена вниз. При проведении доследственной проверки он направил запрос в администрацию г. Нижний Тагил и установил, что очистку данной стоянки осуществляют 2 управляющие компании по согласованному графику. Поскольку в июне 2020 года данную площадку должно было убирать ООО УК «Строительные технологии», однако не обеспечило надлежащую очистку объекта, было принято решение о привлечении общества к административной ответственности.
Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав защитника Новогрудскую М.А., допросив свидетеля Абрамова И.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).
Согласно п. п. 74 и 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 10 июня 2020 года в 22 часа 59 минут произошел пожар на контейнерной площадке по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Черных, д. 20а, в результате чего повреждена крыша гаражных боксов НТ МУП «НТТС», общая площадь пожара составила 120 кв.м., муниципальному предприятию причинен ущерб на сумму 31 884 рубля. При осмотре территории установлено, что ООО УК «Строительные технологии», являясь лицом, ответственным за вывоз мусора, не обеспечило очистку объекта защиты и прилегающей территории, нарушив требования п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО УК «Строительные технологии» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27 июля 2020 года № 257, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; письмом главы администрации Ленинского района г. Нижний Тагил от 6 июля 2020 года; протоколом осмотра места происшествия от 11 июня 2020 года и фототаблицей; объяснениями Ковина П.С., Пушкарева В.Н., Григорьева С.В., показаниями свидетеля Абрамова И.С.; справкой о причиненном ущербе; графиком обслуживания контейнерной стоянки на 2020 год, иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что правонарушение совершено виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства о пожарной безопасности вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО УК «Строительные технологии» при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от общества в целях надлежащего исполнения обязанности соблюсти требования закона, не имеется.
Суд отклоняет доводы жалобы о том, что в действиях ООО УК «Строительные технологии» отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно письму главы администрации Ленинского района г. Нижний Тагил от 6 июля 2020 года, контейнерная площадка по ул. Черных, 20а предназначена для обслуживания жителей многоквартирных домов № № 20а, 18, 20б по ул. Черных и дома № 14 по ул. Аганичева. Контейнерную площадку обслуживают 2 управляющие организации: ООО УК «Строительные технологии» и ООО «Городок» по существующему графику. Ответственным лицом за вывоз мусора является региональный оператор ООО «Компания РИФЕЙ».
По информации ООО «Компания РИФЕЙ», вывоз мусора с данной площадки осуществляется ежедневно, а крупногабаритного мусора - 1 раз в неделю в четверг.
Судом установлено, что ООО УК «Строительные технологии» и ООО «Городок» согласован и подписан график обслуживания данной контейнерной площадки на 2020 год, согласно которому ООО УК «Строительные технологии», осуществляющее управление многоквартирными домами № 18 и № 30 по ул. Черных в г. Нижний Тагил, проводит уборку площадки в январе-марте, мае-ноябре 2020 года, а ООО «Городок» - в апреле и декабре 2020 года.
Таким образом, ООО УК «Строительные технологии», являясь управляющей компанией для жителей дома № 18 по ул. Черных в г. Нижний Тагил, использующих контейнерную площадку для сбора отходов, приняло на себя обязательства по обслуживанию этой площадки, согласовав график ее уборки и заключив договор на вывоз отходов с региональным оператором ООО «Компания РИФЕЙ».
Доводы жалобы о том, что контейнерная площадка находится за пределами земельных участков, принадлежащих собственникам названных домов, соответственно, не относится к общему имуществу многоквартирных домов, и ее обслуживание не входит в обязанность управляющей компании, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила) и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
Согласно Правилам, обеспечивать работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома должны управляющие организации.
В соответствии с п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, выполняются работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимают действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 20 декабря 2018 года № 77 утверждены Правила благоустройства территории г. Нижний Тагил (далее - Правила благоустройства).
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 3, п. 30 ст. 3, п. 36 ст. 3, п. 1 ст. 7 Правил благоустройства собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить:
- уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений. Уборка прилегающих территорий осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 27 - 29 ст. 3 Правил;
- устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски.
Содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами благоустройства, придомовой территорией осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме, организации, осуществляющие управление многоквартирным домом.
Контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже 1 раза в 3 дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут собственники помещений и (или) уполномоченными ими лица.
Таким образом, ООО УК «Строительные технологии» обязано выполнять работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
Доводы защитника о том, что управляющей организацией заключен договор на вывоз крупногабаритного мусора, однако пожар произошел накануне, не могут быть истолкованы как отсутствие вины юридического лица.
Исполняя обязанность по выполнению работ по организации и содержанию площадки накопления отходов, ООО УК «Строительные технологии» имело возможность заключить договор, предусматривающий вывоз отходов с иной периодичностью, или любым другим способом обеспечить надлежащее состояние контейнерной площадки, исключающей возникновение пожара в результате неочистки объекта.
Отнесение данной контейнерной площадки по реестру мест размещения отходов к использованию жителями домов, не находящихся под управлением ООО УК «Строительные технологии», также не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку юридическое лицо добровольно приняло на себя обязанность по уборке данной площадки, которой пользуются и жители дома № 18 по ул. Черных в г. Нижний Тагил, находящегося под управлением ООО УК «Строительные технологии», что следует из письма главы администрации Ленинского района г. Нижний Тагил от 6 июля 2020 года.
Между тем, суд считает необходимым исключить из постановления должностного лица выводы о нарушении ООО УК «Строительные технологии» требований п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку доказательств использования ООО УК «Строительные технологии» противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, в материалах не имеется.
Исключение из постановления по делу об административном правонарушении вышеуказанного нарушения требований пожарной безопасности не влечет за собой прекращение производства по делу.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия ООО УК «Строительные технологии» административным органом квалифицированы верно. Само постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО УК «Строительные технологии» к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО УК «Строительные технологии» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса, с применением ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 данного Кодекса, ниже минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, с учетом исключения из постановления должностного лица вывода о нарушении ООО УК «Строительные технологии» требований п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, суд считает возможным снизить юридическому лицу размер административного штрафа до 75 000 рублей, то есть до минимально возможного размера, учитывая все обстоятельства правонарушения и имущественное положение юридического лица.
С учетом характера правонарушения, создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, признание его малозначительным и применение положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно.
В силу ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для назначения юридическому лицу наказания в виде предупреждения не имеется исходя из существа допущенного нарушения, создающего угрозу жизни и здоровью людей. Кроме этого, в результате пожара был причинен имущественный вред НТ МУП «НТТС».
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанного постановления по доводам жалобы не установлено.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Пряничникова С.О. от 31 июля 2020 года № 0231 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО УК «Строительные технологии» изменить.
Исключить из постановления должностного лица выводы о нарушении ООО УК «Строительные технологии» требований п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Снизить ООО УК «Строительные технологии» размер административного штрафа до 75 000 рублей.
В остальном обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.
Судья - подпись И.О. Григорьев
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - И.О. Григорьев