№ 2а-4849/2022
УИД 63RS0045-01-2022-005422-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2022 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мамакиной В.С.,
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4849/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Пантелееву ФИО7 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пантелееву А.А. о взыскании недоимки по налогу, пени на доходы физических лиц, штрафа за совершение налогового правонарушения.
В обоснование административных исковых требований Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области указала, что Пантелеев А.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком в адрес налоговой инспекции представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ однако, в нарушение ч. 6 ст. 227 НК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплата налога по ней произведена не была.
В связи с неуплатой административным ответчиком недоимки по налогу, пени на доходы физических лиц, штрафа за совершение налогового правонарушения налоговым органом выставлены следующие требования:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа за совершение налогового правонарушения (за ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 000,00 руб., установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц (за ДД.ММ.ГГГГ) в размере 74 661,80 руб. и пени по ОКТМО № в сумме 2 218,02 руб.; установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу, пени на доходы физических лиц, штрафа за совершение налогового правонарушения.
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, пени на доходы физических лиц, штрафа за совершение налогового правонарушения отменен. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области, с учетом уточнений, просит взыскать с Пантелеева А.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц (за ДД.ММ.ГГГГ) в размере 34177 руб. и пени по ОКТМО № в сумме 2 218,02 руб., штраф за совершение налогового правонарушения (за ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 000,00 руб., кроме того, возложить уплату госпошлины на административного ответчика.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области ФИО3 в судебном заседании уточненные требования административного иска поддержал. Не оспаривал поступление в счет уплаты налога на доходы физических лиц 136709 руб., оплаченных ДД.ММ.ГГГГ однако, указал, что указанная сумма была распределена в счет оплаты задолженности за предыдущий период, а именно: за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 74661,80 руб. и за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 62047,20 руб. Дополнил, что по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ был произведен зачет переплаты страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ в счет имеющейся задолженности по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 40874 руб. Решения от ДД.ММ.ГГГГ были направлены в адрес налогоплательщика через личный кабинет в ЕПГУ. Срок по взысканию налога и штрафа пропущен не был. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (за несвоевременное предоставление налоговой декларации за ДД.ММ.ГГГГ обжаловано не было, штраф не оплачен.
В судебном заседании представитель административного ответчика Пантелеева А.А. – Грошев Я.Д. административные исковые требования не признал, поскольку оплата налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ была произведена ДД.ММ.ГГГГ в сумме 136709 руб. согласно представленной декларации. Оснований для зачета оплаченного налога за предыдущие периоды не имелось, поскольку в платежном документе был указан период, за который производилась оплата. Требования о взыскании штрафа не признал, указывая на необоснованность привлечения к административной ответственности.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
В соответствии с ч. 1 ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в ч. 2.1 ст. 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.
Согласно п. 4 ч. 1, абз. 1 ч. 2 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном ч. 5 ст. 226, ч. 14 ст. 226.1 и ч. 9 ст. 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей Статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
Как определено ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В силу ч. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 38, абз. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 210 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Согласно абз. 1 ч. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с абз. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии ст. 9 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе: направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Согласно абз. 1-3 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из абз. 1 ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что Пантелеев А.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком в адрес налоговой инспекции представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ с суммой подлежащей уплате в размере 136709 руб.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц (за ДД.ММ.ГГГГ) в размере 74 661,80 руб. и пени по ОКТМО № сумме 2 218,02 руб.; установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что по решению МИФНС России №22 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное предоставление декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ штрафу в сумме 1000 руб.
В адрес Пантелеева А.А. было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа за совершение налогового правонарушения (за ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 000,00 руб., установлен срок уплаты задолженности – до ДД.ММ.ГГГГ.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу, пени на доходы физических лиц, штрафа за совершение налогового правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей Статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц (за ДД.ММ.ГГГГ) в размере 74 661,80 руб., пени по ОКТМО № в сумме 2 218,02 руб. и штрафа в размере 1000 руб. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
14 января 2022 года мировым судьей судебного участка № 43 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-163/2022 о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца вышеуказанной недоимки.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением того же мирового судьи от 11 февраля 2022 года судебный приказ № 2а-163/2022 от 14 января 2022 года по заявлению административного ответчика отменен. Однако обязанность по уплате задолженности по налогу и пени налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Пантелеева А.А. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.
Возражая против взыскания недоимки по налогу на доходы физических лиц, представитель административного ответчика ссылается на своевременную оплату суммы налога и отсутствие задолженности по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ о чем представил чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 136709 руб.
Налоговый орган, возражая против доводов административного ответчика относительно оплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 136709 руб., указал, что данный платеж частично был учтен налоговым органом в счет задолженности за предыдущий налоговый период, а именно: 74661,80 руб. зачтено за ДД.ММ.ГГГГ и 62047,20 руб. зачтено за ДД.ММ.ГГГГ
В силу ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к настоящему приказу).
Согласно пункту 7 приложения N 2 к названному приказу N 2 в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное, и так далее.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В пункте 8 Приложения N 2 указывается, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
"МС" - месячные платежи;
"КВ" - квартальные платежи;
"ПЛ" - полугодовые платежи;
"ГД" - годовые платежи.
В пункте 12 Приложения N 2 предусматривается, что в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков, при этом все знаки уникального идентификатора начисления одновременно не могут принимать значение ноль ("0").
Проверка значения уникального идентификатора начисления осуществляется в соответствии с Правилами проверки значения уникального идентификатора начисления, утвержденными настоящим приказом.
В случае отсутствия уникального идентификатора начисления в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение ноль ("0"). Его устанавливает получатель налогового платежа и доводит до сведения налогоплательщика. Текущим налоговым платежам УИН не присваивают.
Таким образом, судом установлено, что при заполнении платежного документа нарушения Правил указания информации, идентифицирующей платеж, допущено не было. Представленный Пантелеевым А.А. чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ содержит данные о том, что сумма оплачена именно за спорный период – ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, у налогового органа не имелось оснований для зачета поступивших по указанному платежному документу денежных средств в счет погашения недоимки за предыдущий налоговый период.
Таким образом, установленная законом обязанность по уплате налога Пантелеевым А.А., как налогоплательщиком, исполнена надлежащим образом, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска в указанной части.
Вместе с тем, суд считает обоснованными требования о взыскании с административного ответчика штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1000 руб. по решению № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ поскольку наличие недоимки подтверждено материалами дела, сведениями КРСБ налогоплательщика. Доказательств оплаты указанного штрафа суду представлено не было. Сроки принудительного взыскания указанной задолженности, установленные ч.2,3 ст.48 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета г.о. Самара в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить частично.
Взыскать с Пантелеева ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области штраф за совершение налогового правонарушения (за ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Взыскать с Пантелеева ФИО9 государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Самара в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.10.2022 года.
Председательствующий В.С. Мамакина