Дело № 2-2535/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зизюка А.В.,
при секретаре Павловой Т.С.,
с участием истца Макаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Макаровой А.В. к администрации Ленинского района г.Томска о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Макарова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Томска, в котором просит признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>; обязать администрацию Ленинского района г.Томска заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
В обоснование заявленных требований указала, что в <дата обезличена> была трудоустроена в Унитарное муниципальное предприятие ПЖРЭТ Ленинского района г.Томска, <дата обезличена> ей выделили комнату в общежитии <адрес обезличен>. С момента вселения и до настоящего времени проживает в указанном жилом помещении, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, несет бремя содержания данного имущества.
Истец Макарова А.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Лебедева Т.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлен документ, подтверждающий ее право на вселение в жилое помещение.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия представителя ответчика.
Заслушав истца, допросив свидетелей и изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье; никто не может быть произвольно лишен жилища; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данная норма также содержится в статье 3 ЖК РФ.
Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Таким образом, из анализа положений указанных норм следует, что реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе ЖК РФ и других федеральных законов.
Как следует из ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, поскольку жилищные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, при рассмотрении данного дела суд руководствуется Жилищным кодексом РСФСР и Жилищным кодексом РФ.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями (ст. 50 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Исходя из приведенных норм права, вселение в жилое помещение является законным при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления или ордера, выданного в период действия ЖК РСФСР, либо при наличии иных оснований, свидетельствующих о предоставлении гражданам жилого помещения в постоянное пользование.
Как установлено в судебном заседании, следует из представленной трудовой книжки <номер обезличен> от <дата обезличена>, архивной справки от <дата обезличена> № <номер обезличен>, приказа о приеме на работу работников № <номер обезличен> от 21.11.2003, Макарова А.В., <дата обезличена> года рождения, принята <данные изъяты> в <данные изъяты>, а <дата обезличена> уволена по п. 5 ст. 77 ТК РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в справках ООО «Управляющая компания «Мастер» от <дата обезличена>, Макарова А.В. является нанимателем квартиры № <адрес обезличен>, задолженности по коммунальным и жилищным услугам не имеет.
Из выписки из реестра объектов муниципальной собственности № <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что указанное жилое помещение находится на балансе муниципальной имущественной казны города Томска.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 пояснила, что в доме <адрес обезличен> проживала с <дата обезличена>, познакомилась с МакаровойА.В. в <дата обезличена>, когда истец начала заниматься благоустройством помещения, которое в настоящее время пронумеровано, как квартира <номер обезличен> ранее же там находилось складское помещение. Благоустраивать истец начала жилье в связи с тем, что она являлась работником ПЖРЭТ Ленинского района, на основании распоряжения директора распределялись жилые помещения.
Свидетель ФИО2 допрошенный в судебном заседании, пояснил, что в период трудоустройства истца являлся <данные изъяты>. Как правило, жилое помещение выделялось по ходатайству непосредственного руководителя работника, этот вопрос обсуждался на собрании профсоюзного комитета, затем согласовывали с администрацией, отказов в предоставлении практически не было. В случае Макаровой А.В., к нему обратилась ее начальник и поскольку закон не препятствовал выделению жилья – Макаровой А.В. выделили помещение.
Также в судебном заседании был допрошен свидетель ФИО3 который указал, что в период работы истца в ПЖРЭТ Ленинского района, он сам работал там же на ремонтно-строительном участке. Ему известно, что по распоряжению директора Макаровой А.В. выделили служебное жилье, он помогал ей благоустраивать помещение, делать ремонт, отдавал некоторую бытовую технику.
Вместе с тем, <дата обезличена> администрацией Ленинского района г.Томска было принято решение об отказе Макаровой А.В. в признании ее нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в связи с тем, что ею не был предоставлен документ, послуживший основанием для вселения в квартиру.
В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Статьей 62 ЖК РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 63 ЖК РФ).
Доказательств того, что спорное жилое помещение передано какому-либо иному лицу по договору социального найма суду не представлено.
С учетом длительности проживания истца в спорной квартире и того факта, что она является ответственным квартиросъемщиком этой квартиры и фактически исполняет обязанности нанимателя квартиры, у суда нет оснований полагать, что Макарова А.В. вселилась в спорное жилое помещение в отсутствие законных оснований.
Доказательств того, что на данное жилое помещение претендуют иные лица, равно как и доказательств того, что истец вселилась в спорную квартиру, не имея на то оснований, в судебное заседание не представлено.
Вопреки мнению представителя ответчика отсутствие письменного доказательства возникновения у истца права пользования спорным жилым помещением не является основанием для умаления жилищных прав истца, а равно препятствием к надлежащему оформлению таких прав Макаровой А.В.
По смыслу ст.ст. 49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального образца, наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо, которое обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 Положения «О порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью города Томска», утвержденного решением Томской городской Думы от 26.11.1999 № 182 (в ред. 21.09.2010) от имени и в интересах муниципального образования «Город Томск» распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления города в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
Согласно Положению об Администрации Ленинского района г. Томска (утв. решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000, администрация Ленинского района г. Томска является территориальным органом администрации г. Томска, организует управление муниципальным жилищным фондом на территории района и ведет его учет; выполняет функции наймодателя в отношении социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (п.п. 1.1., 3.1.3.).
В силу того, что законность требований истца Макаровой А.В. о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, администрацией Ленинского района г. Томска от 22.07.2015 отказано в признании нанимателем спорного жилого помещения, в то время как обоснованность данных требований истца нашла свое подтверждение в судебном заседании, требование истца об обязании администрации Ленинского района г. Томска заключить с ней договор социального найма спорного жилого помещения, основано на законе и в силу положений ст. 60 ЖК РФ подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Макаровой А.В. к администрации Ленинского района г. Томска удовлетворить.
Признать за Макаровой А.В. право пользования жилым помещением – квартирой <адрес обезличен>.
Обязать администрацию Ленинского района г.Томска заключить с Макаровой А.В. договор социального найма жилого помещения квартиры <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Зизюк