№2а-1114/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Быстрова Александра Владимировича об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 30.11.2018,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что на исполнении в отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия, находится исполнительное производство № 9887/16/10013-ИП о взыскании с административного истца уголовного штрафа как дополнительного вида наказания в размере 250000 рублей в пользу УФССП России по РК. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.11.2018 с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 17500 рублей. С указанным постановлением административный истец не согласен, поскольку ежемесячно осуществляет частичное погашение задолженности по исполнительному документу, в связи с чем просит признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании административный истец не присутствовал – отбывает наказание в виде лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Михайлова Р.Г. административный иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель УФССП России по РК в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 9887/16/10013-ИП, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ и ст. 121 от 02.10.2007 года N 229-ФЗ Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии со ст. 2 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 16.11.2016 Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РК возбуждено исполнительное производство № 9887/16/10013-ИП о взыскании с Быстрова А.В. уголовного штрафа как дополнительного вида наказания в размере 250000 рублей в пользу УФССП России по РК.
Пунктом 2 указанного постановления должнику в порядке п.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закон) с учетом вступления в законную силу приговора суда 17.10.2016 установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – до 21.12.2016.
В пункте 3 постановления разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 6 Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Право судебного пристава-исполнителя на взыскание в процессе исполнения требований исполнительных документов исполнительского сбора установлено п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 этого же Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Положениями ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера - возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Требования исполнительного документа в установленный постановлением срок (до 21.12.2016) административным истцом исполнены не были, по состоянию на 30.11.2018 остаток задолженности составлял 163241,88 рублей, в связи с чем судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 30.11.2018 о взыскании с Быстрова А.В. исполнительского сбора в размере 17500 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В данном случае доказательства наличия оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора суду не представлено.
Довод административного истца о ежемесячном частичном погашении задолженности по исполнительному документу суд признает несостоятельным, поскольку ежемесячное частичное погашение задолженности не является надлежащим исполнением требований исполнительного документа. Материальное положение должника, не позволяющее в установленный срок единовременно исполнить требования исполнительного документа в полном объеме, не относится к исключительным, чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, послужившим причиной неисполнения требований исполнительного документа и влекущим освобождение административного истца от наложения на него взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа должником в полном объеме в установленный законом срок не представлено, равно как и доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление от 30.11.2018 о взыскании исполнительского сбора. Доказательства ненадлежащего исполнения судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 360 КАС РФ суд
решил:
Административный иск Быстрова Александра Владимировича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Полный текст решения изготовлен 25.01.2019.