Дело № 2а-1721/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2019 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
судьи Сломовой И.В.,
при секретаре Пятницковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулешова Анатолия Сергеевича к КИЗО Администрации Аксайского района о признании решения об отказе в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв.м по адресу: ..., изложенное в письме от ... г. № ... незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав административного истца путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв.м по адресу: ..., в месячный срок с момента вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Кулешов А.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал следующее.
На основании извещения о проведении торгов от ... г. с административным истцом, как единственным участником, был заключен договор аренды от ... г. № ... земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв. м по адресу ..., сроком на 20 лет с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации Мишкинского сельского поселения земельному участку присвоен адрес: ... а.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ административный истец подал в Администрацию Мишкинского сельского поселения уведомление о планируемом строительстве.
Администрация Мишкинского сельского поселения ... г. выдала уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Административный истец зарегистрировал право собственности на жилой дом. Согласно выписке из ЕГРН право собственности на жилой дом с кадастровым номером № ... общей площадью 34,0 кв. м зарегистрировано за административным Истцом ... г..
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - продажа земельного участка без проведения торгов.
Однако, административный ответчик отказал в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на заключение главного архитектора Аксайского района ввиду того, что территориальная зона в ПЗЗ Мишкинского сельского поселения (Ж-1) не соответствует функциональной зоне согласно генеральному плану поселения (коммунально-складские территории и участки производственных предприятий с/х назначения).
Данный отказ нарушает исключительное право собственника объекта недвижимости на приобретение земельного участка КН № ... в собственность без торгов.
Административный истец просит признать решение административного ответчика об отказе в предоставлении в собственность без торгов административному истцу земельного участка с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв. м по адресу ..., изложенное в письме от ... г. № ..., незаконным.
Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв. м по адресу ..., в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Кулешов А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении, дал пояснения аналогичные содержанию иска.
Представитель КИЗО Администрации Аксайского района Макарова Н.И., действующая на основании доверенности и представившая копию диплома о юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дело, что 15.05.2018 года КИЗО Администрации Аксайского района и Кулешовым А.С. заключен договор аренды земельного участка № № ..., в соответствии с которым Кулешову А.С. предоставлен земельный участок земель населенных пунктов, с кадастровым номером № ..., находящийся по адресу: ..., с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2074 кв.м, сроком на 20 лет.
Постановлением Администрации Мишкинского сельского поселения № ... от ... г. год присвоен адрес земельному участку с кадастровым номером № ... площадью 2074 кв.м: Российская Федерация, ..., Мишкинское сельское поселение, ... а (бывший адрес: ...).
Администрацией Мишкинского сельского поселения ... г. выдано уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилого дома по адресу: ....
Истец зарегистрировал право собственности на жилой дом площадью 34,0 кв.м, расположенный по адресу: ..., с/п Мишкинское, ... ..., представлена выписка из ЕГРН.
Кулешов А.С. обратился в КИЗО Администрации Аксайского района по вопросу предоставления без торгов земельного участка, расположенного по адресу: .... Однако ему было отказано письмом № ... от ... г., поскольку территориальная зона в соответствии с правилами землепользования и застройки Мишкинского сельского поселения не соответствует функциональной зоне согласно генеральному плану Мишкинского сельского поселения (в редакции Решения Собрания депутатов Мишкинского сельского поселения от № ... № 35 – Коммунально-складские территории и участки производственных предприятий с/х назначения).
Предоставление земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков регламентируются Главой V.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области (далее - КИЗО АР) в соответствии со ст. 2. Положения о КИЗО АР, является органом Администрации Аксайского района Ростовской области, созданным для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования «Аксайский район», по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Аксайский район» и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ сельских поселений Аксайского района и осуществлению иных, связанных с использованием земельных участков функций, сочетающим отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16. ЗК РФ.
В соответствии статьей 36 Порядка взаимодействия органов и подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков, утвержденным решением Собрания депутатов Аксайского района от 27.12.2016 №179 «Об определении порядка взаимодействия органов и структурных подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков» (далее - Порядок), КИЗО АР рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ и статьей 11.3 Областного закона от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».
Согласно ст. 42 Порядка при поступлении заявления о предоставлении земельного участка, в отношении которого решение о предварительном согласовании его предоставления не принималось, КИЗО АР направляет в службу главного архитектора или УСХиП запрос о возможности предоставлении земельного участка и о предоставлении сведений из ИСОГД.
Служба главного архитектора или УСХиП в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса подготавливает заключение о возможности предоставлении земельного участка и направляет в КИЗО АР.
Согласно заключению главного архитектора Аксайского района от 20.06.2019 №63.6/4508 предоставление земельного участка с КН 61:02:0070201:1133 не представляется возможным, поскольку территориальная зона в соответствии с правилами землепользования и застройки Мишкинского сельского поселения (Ж-1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами) не соответствует функциональной зоне согласно генеральному плану Мишкинского сельского поселения.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы (часть 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Таким образом, суд находит доводы административного истца несостоятельными.
Принимая решение, суд, руководствуясь нормами КАС Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения требований Ларина А.А.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Кулешова Анатолия Сергеевича – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Сломова
Мотивированный текст решения изготовлен 06 августа 2019 года.