Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4/2020 (2а-501/2019;) от 21.10.2019

                                                                                                Дело №2а-4/2020

                                                     Решение

                                именем Российской Федерации

г. Бобров

Воронежская область                                                   07 февраля 2020 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Степановой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Макаровой Е.И.,

с участием представителя административного истца Шмидт Т., и Лацынник С.- Дука Е., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области – Зинченко А.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шмидт Татьяны Сергеевны, Лацынник Светланы Васильевны к ГУ МВД России по Воронежской области, ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области о признании незаконными действия сотрудников ОМВД России по Боборовскому району по отказу в принятии документов; о признании недействительными Заключения от 20.11.2018 в отношении Лацыннник С.В. и Шмидт Т.С. о вступлении в гражданство Российской Федерации; о возложении обязанности продления срока действия Свидетельства Участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников; о признании недействительными Заключений от 20.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявлений о приёме в Российское гражданство,

                                               УСТАНОВИЛ:

Шмидт Татьяна Сергеевна и Лацынник Светлана Васильевна обратились в Бобровский районный суд Воронежской области с указанным административным исковым заявлением уточнённым в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ГУ МВД России по Воронежской области, ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области. (т.1 Л.д. 3-7, 109-112), в части требования о признании незаконным действия сотрудников ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области по отказу в принятии документов от истцов во вступлении в гражданство РФ с 29.06. 2018 года по 01.11.2018 года, -отказались, в виду урегулирования спора в досудебном порядке.

В обоснование административные истцы указали, что 24 апреля 2018года Шмидт Т.С. получила свидетельство <номер> участника государственной программы содействия соотечественникам переселению в РФ – далее именуемое как Свидетельство. Соответственно Лацынник С.В. – мать Шмидт Т.С., была включена в Свидетельство, в качестве члена семьи участника государственной программы содействия соотечественникам переселению в РФ.

Свидетельство было выдано 27 апреля 2018года в ГУ МВД России по Воронежской области с датой окончания срока его действия – 19 ноября 2018 г.

На основании этого Свидетельства, Лацынник С.В. и Шмидт Т.С. в мае 2018 года приехали в Воронежскую область, оформили разрешение на временное проживание и 01 ноября 2018 года представили заявления о вступлении в гражданство России в упрощённом порядке в соответствии с ч.7 ст.14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

03 декабря 2018 года по телефонному звонку им было рекомендовано сотрудниками О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области прибыть в отдел, где 05.12.2018 по прибытию в отдел, им было в устной форме сообщено о том, что решением ГУ МВД России по Воронежской области им отказано во вступлении в гражданство России.

01 марта 2019 года они были уведомлены о том, что на основании Заключений от 23.11.2018 года, принятых в отношении них, заявления о вступлении в гражданство РФ, поданные 01 ноября 2018 года, были сняты с рассмотрения в связи с прекращением оснований, предусмотренных ч.7 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 г. №62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - поскольку 19.11.2018 года истёк срок действия Свидетельства.

Заключения от 23.11.2018 года о снятии с рассмотрения их заявлений о вступлении в гражданство, составленные в отношении административных истцов считают незаконными и необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусматривалось снятие с рассмотрения заявлений граждан о вступлении в гражданство РФ, на дату подачи (01 ноября 2018 года), в связи с чем, Истцы просят суд признать недействительными, незаконными Заключения от 23 ноября 2018 года ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Лацынник С.В. и Шмидт Т.С. о вступлении в гражданство РФ и устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения их заявлений, поданных 01.11.2018 о вступлении в гражданство РФ.

        Административные Истцы Шмидт Т.С. и Лацынник С.В., будучи надлежаще извещенными о времени, месте и дате судебного заседания в суд не явились. (Т.2 л.д. 97-100). В представленных суду заявлениях, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.

       Представитель административных истцов Шмидт Т.С. и Лацынник С.В. – Дука Е. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в части признания недействительным двух Заключений от 23.11.2018, принятые ГУ МВД РФ по Воронежской области в отношении Лацынник С.В. и Шмидт Т.В. о снятии с рассмотрения заявлений о вступлении в гражданство Российской Федерации, поддержал отказ от части ранее заявленных требований.

Отказ истцов от этого требования был принят судом в соответствии с ч.2 ст.46 КАС РФ.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области - Урюпина А.С., которая представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не согласилась с административным исковым заявлением, просит административным истцам отказать, по тем основаниям, что отсутствуют основания для признания заключения от 23.11.2018 ГУ МВД России по Воронежской области в отношении Шмидт Т. и Лацынник С. о снятии с рассмотрения их заявлений о вступлении в гражданство не законными, так как срок действия свидетельств участника государственной программы оказанию содействия соотечественникам переселению РФ истек 19.11.2018.

Представитель административного ответчика – О МВД России по Бобровскому району Воронежской области Зинчекнко А.В., в судебном заседании административное исковое заявление не признал, просил его оставить без удовлетворения, поддерживает позицию ГУ МВД России по Воронежской области.

         Заслушав представителя административных истцов, административных ответчиков, исследовав и оценив представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассматривая вопрос соблюдения срока исковой давности при подаче иска, суд установил, что 01 ноября 2018 года Истцы уплатили пошлину и сдали документы для приема в гражданство России в упрощенном порядке, которые приняла сотрудник О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области. 05 декабря 2018 года, сотрудники О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области устно сообщили Истцам, что им отказано во вступлении в гражданство России.

В процессе судебного разбирательства ответчики не представили доказательства, подтверждающие ознакомление истцов с содержанием и мотивами данного акта на дату 05.12.2018. От ГУ МВД РФ по Воронежской области истцы не получали обжалуемые административные акты.

01 марта 2019 года ГУ МВД России по Воронежской области сообщил истцам дату принятия и мотивы обжалуемых административных актов.

В мае 2019 года, Истцы обратились с исковыми требованиями, к которым приложили ответы ответчиков и в процессе данного судебного разбирательства ответчики, представили обжалуемые административные акты.

    Согласно п.2 ст. 204 ГК РФ, течение срока исковой давности приостанавливается при условии, когда обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока исковой давности.

Судом установлено, что Истцы с указанными требованиями обращались в суд 30.01.2019 года. Но, ввиду отсутствия (на день обращения в суд) обжалуемых административных актов, административное исковое заявление не было принято к рассмотрению. Повторно административные истцы обратились в мае 2019 года, то есть в период, когда течения срока исковой давности по этим требованиям было приостановлено. Согласно представленным в суд документам, суд считает, что период с 05.12.2018 года (дата сообщения истцам о снятии с рассмотрения из заявлений на вступление в гражданство РФ) до 01 марта 2019 года (дата когда ГУ МВД России по Воронежской области сообщил истцам дату принятия и мотивы обжалуемых административных актов), нельзя считать в срок исковой давности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

      Учитывая, что до 01 марта 2019 года Шмидт Т., Лацынник С. не могли получить информацию об обжалуемых актов, не знали эмитента, принявшего административные акты, не знали дату принятия этих актов, не были ознакомлены с мотивами и правовыми основаниями этих административных актов, поэтому истцы не имели возможности понять, в чём конкретно состоит нарушение их прав, и не могли подготовить эффективное исковое заявление, что показал возврат их иска, представленного 30 января 2019 года.

     Суд считает, что 01 марта 2019 года - это дата, когда истцам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 219 КАС РФ.

     Соответственно, течение срока исковой давности для обращения в суд истекает 01 июня 2019 года. Иск был представлен в мае 2019 года, то есть в пределах срока давности.

     В соответствии с ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ст. 21, ч. ч. 1, и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41, ст. 46, ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, Шмидт Т., являющейся гражданкой <адрес>, 27.04.2018 получила свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданное ГУ МВД России по Воронежской области со сроком действия до 19.11.2018.

       Лацынник С., являющейся также гражданкой <адрес> – мать Шмидт Т., соответственно была включена в качестве члена участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (л.д.9-11).

На основании указанного свидетельства, административные истцы переехали на территорию Воронежской области, где получили разрешение на временное проживание, выданное ГУ МВД России по Воронежской области сроком действия – 29.06.2021 (л.д.14-17).

01.11.2018 административные истцы обратились к административному ответчику ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации на основании ч.7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.20,21).

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как, в общем, так и в упрощенном порядке.

Одной из льгот, предоставляемых участникам Государственной программы, является, установленный п. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту Закон "О гражданстве РФ"), прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя, лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (п. 9 Положения).

Иностранные граждане при приобретении гражданства РФ на основании ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа), либо копию свидетельства участника Государственной программы, если заявитель является членом семьи участника этой программы.

Согласно п. 30 Положения при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные п. 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения гражданства РФ, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату госпошлины.

Как было установлено в процессе судебного разбирательства, заявления административных истцов о приеме в гражданство по ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ приняты к рассмотрению отделом по вопросам миграции Отдела полиции МВД России по Бобровскому району Воронежской области, что подтверждается представленными в суд документами и не опровергалось ответчиками. с присвоением заявлениям регистрационных номеров, отметкой инспектора отдела по вопросам миграции О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области о принятии заявления к рассмотрению. В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Воронежской области пояснила, что заявления административных истцов направлялись в Управление ФСБ по Воронежской области для согласования.

На день подачи заявлений о приеме в гражданство РФ свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, являлось действующим.

По результатам проверок, согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации возможно принятие решения установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.

Возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Таким образом, принятые заявления Шмидт Т.С. и Лацынник С.В. подлежали рассмотрению УВМ ГУ МВД России по Воронежской области по существу, в связи с чем Заключения УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 23 ноября 2018 года о снятии с рассмотрения заявлений истцов являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заключение ГУ МВД России по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Шмидт Т.С., Лацынник С.В. о приеме в гражданство Российской Федерации не основано на законе, нарушает права и законные интересы административных истцов.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявления о приобретении гражданства РФ Шмидт Т.С. и Лацынник С.В., с учетом доводов, указанных судом.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

     На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227, 228

    КАС РФ, суд,

                                                          РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шмидт Татьяны Сергеевны, Лацынник Светланы Васильевны удовлетворить.

Признать недействительным Заключение от 23.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Лацынник Светланы Васильевны о вступлении в гражданство РФ.

Признать недействительным Заключение от 23.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Шмидт Татьяны Сергеевны о вступлении в гражданство РФ.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области и ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области выполнить рассмотрение заявления Шмидт Татьяны Сергеевны о вступлении в гражданство РФ, поданного 01.11.2018, в упрощенном порядке, согласно п.7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области и ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области выполнить рассмотрение заявления Лацынник Светланы Васильевны о вступлении в гражданство РФ, поданного 01.11.2018, в упрощенном порядке, согласно п.7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Копию решения суда вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.М.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2020

                                                                                                Дело №2а-4/2020

                                                     Решение

                                именем Российской Федерации

г. Бобров

Воронежская область                                                   07 февраля 2020 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Степановой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Макаровой Е.И.,

с участием представителя административного истца Шмидт Т., и Лацынник С.- Дука Е., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области – Зинченко А.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шмидт Татьяны Сергеевны, Лацынник Светланы Васильевны к ГУ МВД России по Воронежской области, ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области о признании незаконными действия сотрудников ОМВД России по Боборовскому району по отказу в принятии документов; о признании недействительными Заключения от 20.11.2018 в отношении Лацыннник С.В. и Шмидт Т.С. о вступлении в гражданство Российской Федерации; о возложении обязанности продления срока действия Свидетельства Участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников; о признании недействительными Заключений от 20.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявлений о приёме в Российское гражданство,

                                               УСТАНОВИЛ:

Шмидт Татьяна Сергеевна и Лацынник Светлана Васильевна обратились в Бобровский районный суд Воронежской области с указанным административным исковым заявлением уточнённым в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ГУ МВД России по Воронежской области, ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области. (т.1 Л.д. 3-7, 109-112), в части требования о признании незаконным действия сотрудников ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области по отказу в принятии документов от истцов во вступлении в гражданство РФ с 29.06. 2018 года по 01.11.2018 года, -отказались, в виду урегулирования спора в досудебном порядке.

В обоснование административные истцы указали, что 24 апреля 2018года Шмидт Т.С. получила свидетельство <номер> участника государственной программы содействия соотечественникам переселению в РФ – далее именуемое как Свидетельство. Соответственно Лацынник С.В. – мать Шмидт Т.С., была включена в Свидетельство, в качестве члена семьи участника государственной программы содействия соотечественникам переселению в РФ.

Свидетельство было выдано 27 апреля 2018года в ГУ МВД России по Воронежской области с датой окончания срока его действия – 19 ноября 2018 г.

На основании этого Свидетельства, Лацынник С.В. и Шмидт Т.С. в мае 2018 года приехали в Воронежскую область, оформили разрешение на временное проживание и 01 ноября 2018 года представили заявления о вступлении в гражданство России в упрощённом порядке в соответствии с ч.7 ст.14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

03 декабря 2018 года по телефонному звонку им было рекомендовано сотрудниками О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области прибыть в отдел, где 05.12.2018 по прибытию в отдел, им было в устной форме сообщено о том, что решением ГУ МВД России по Воронежской области им отказано во вступлении в гражданство России.

01 марта 2019 года они были уведомлены о том, что на основании Заключений от 23.11.2018 года, принятых в отношении них, заявления о вступлении в гражданство РФ, поданные 01 ноября 2018 года, были сняты с рассмотрения в связи с прекращением оснований, предусмотренных ч.7 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 г. №62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - поскольку 19.11.2018 года истёк срок действия Свидетельства.

Заключения от 23.11.2018 года о снятии с рассмотрения их заявлений о вступлении в гражданство, составленные в отношении административных истцов считают незаконными и необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусматривалось снятие с рассмотрения заявлений граждан о вступлении в гражданство РФ, на дату подачи (01 ноября 2018 года), в связи с чем, Истцы просят суд признать недействительными, незаконными Заключения от 23 ноября 2018 года ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Лацынник С.В. и Шмидт Т.С. о вступлении в гражданство РФ и устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения их заявлений, поданных 01.11.2018 о вступлении в гражданство РФ.

        Административные Истцы Шмидт Т.С. и Лацынник С.В., будучи надлежаще извещенными о времени, месте и дате судебного заседания в суд не явились. (Т.2 л.д. 97-100). В представленных суду заявлениях, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.

       Представитель административных истцов Шмидт Т.С. и Лацынник С.В. – Дука Е. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в части признания недействительным двух Заключений от 23.11.2018, принятые ГУ МВД РФ по Воронежской области в отношении Лацынник С.В. и Шмидт Т.В. о снятии с рассмотрения заявлений о вступлении в гражданство Российской Федерации, поддержал отказ от части ранее заявленных требований.

Отказ истцов от этого требования был принят судом в соответствии с ч.2 ст.46 КАС РФ.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области - Урюпина А.С., которая представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не согласилась с административным исковым заявлением, просит административным истцам отказать, по тем основаниям, что отсутствуют основания для признания заключения от 23.11.2018 ГУ МВД России по Воронежской области в отношении Шмидт Т. и Лацынник С. о снятии с рассмотрения их заявлений о вступлении в гражданство не законными, так как срок действия свидетельств участника государственной программы оказанию содействия соотечественникам переселению РФ истек 19.11.2018.

Представитель административного ответчика – О МВД России по Бобровскому району Воронежской области Зинчекнко А.В., в судебном заседании административное исковое заявление не признал, просил его оставить без удовлетворения, поддерживает позицию ГУ МВД России по Воронежской области.

         Заслушав представителя административных истцов, административных ответчиков, исследовав и оценив представленные письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассматривая вопрос соблюдения срока исковой давности при подаче иска, суд установил, что 01 ноября 2018 года Истцы уплатили пошлину и сдали документы для приема в гражданство России в упрощенном порядке, которые приняла сотрудник О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области. 05 декабря 2018 года, сотрудники О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области устно сообщили Истцам, что им отказано во вступлении в гражданство России.

В процессе судебного разбирательства ответчики не представили доказательства, подтверждающие ознакомление истцов с содержанием и мотивами данного акта на дату 05.12.2018. От ГУ МВД РФ по Воронежской области истцы не получали обжалуемые административные акты.

01 марта 2019 года ГУ МВД России по Воронежской области сообщил истцам дату принятия и мотивы обжалуемых административных актов.

В мае 2019 года, Истцы обратились с исковыми требованиями, к которым приложили ответы ответчиков и в процессе данного судебного разбирательства ответчики, представили обжалуемые административные акты.

    Согласно п.2 ст. 204 ГК РФ, течение срока исковой давности приостанавливается при условии, когда обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока исковой давности.

Судом установлено, что Истцы с указанными требованиями обращались в суд 30.01.2019 года. Но, ввиду отсутствия (на день обращения в суд) обжалуемых административных актов, административное исковое заявление не было принято к рассмотрению. Повторно административные истцы обратились в мае 2019 года, то есть в период, когда течения срока исковой давности по этим требованиям было приостановлено. Согласно представленным в суд документам, суд считает, что период с 05.12.2018 года (дата сообщения истцам о снятии с рассмотрения из заявлений на вступление в гражданство РФ) до 01 марта 2019 года (дата когда ГУ МВД России по Воронежской области сообщил истцам дату принятия и мотивы обжалуемых административных актов), нельзя считать в срок исковой давности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

      Учитывая, что до 01 марта 2019 года Шмидт Т., Лацынник С. не могли получить информацию об обжалуемых актов, не знали эмитента, принявшего административные акты, не знали дату принятия этих актов, не были ознакомлены с мотивами и правовыми основаниями этих административных актов, поэтому истцы не имели возможности понять, в чём конкретно состоит нарушение их прав, и не могли подготовить эффективное исковое заявление, что показал возврат их иска, представленного 30 января 2019 года.

     Суд считает, что 01 марта 2019 года - это дата, когда истцам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 219 КАС РФ.

     Соответственно, течение срока исковой давности для обращения в суд истекает 01 июня 2019 года. Иск был представлен в мае 2019 года, то есть в пределах срока давности.

     В соответствии с ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ст. 21, ч. ч. 1, и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41, ст. 46, ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, Шмидт Т., являющейся гражданкой <адрес>, 27.04.2018 получила свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданное ГУ МВД России по Воронежской области со сроком действия до 19.11.2018.

       Лацынник С., являющейся также гражданкой <адрес> – мать Шмидт Т., соответственно была включена в качестве члена участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (л.д.9-11).

На основании указанного свидетельства, административные истцы переехали на территорию Воронежской области, где получили разрешение на временное проживание, выданное ГУ МВД России по Воронежской области сроком действия – 29.06.2021 (л.д.14-17).

01.11.2018 административные истцы обратились к административному ответчику ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации на основании ч.7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.20,21).

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как, в общем, так и в упрощенном порядке.

Одной из льгот, предоставляемых участникам Государственной программы, является, установленный п. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту Закон "О гражданстве РФ"), прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя, лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (п. 9 Положения).

Иностранные граждане при приобретении гражданства РФ на основании ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа), либо копию свидетельства участника Государственной программы, если заявитель является членом семьи участника этой программы.

Согласно п. 30 Положения при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные п. 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения гражданства РФ, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату госпошлины.

Как было установлено в процессе судебного разбирательства, заявления административных истцов о приеме в гражданство по ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ приняты к рассмотрению отделом по вопросам миграции Отдела полиции МВД России по Бобровскому району Воронежской области, что подтверждается представленными в суд документами и не опровергалось ответчиками. с присвоением заявлениям регистрационных номеров, отметкой инспектора отдела по вопросам миграции О МВД РФ по Бобровскому району Воронежской области о принятии заявления к рассмотрению. В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Воронежской области пояснила, что заявления административных истцов направлялись в Управление ФСБ по Воронежской области для согласования.

На день подачи заявлений о приеме в гражданство РФ свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, являлось действующим.

По результатам проверок, согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации возможно принятие решения установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.

Возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Таким образом, принятые заявления Шмидт Т.С. и Лацынник С.В. подлежали рассмотрению УВМ ГУ МВД России по Воронежской области по существу, в связи с чем Заключения УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 23 ноября 2018 года о снятии с рассмотрения заявлений истцов являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заключение ГУ МВД России по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Шмидт Т.С., Лацынник С.В. о приеме в гражданство Российской Федерации не основано на законе, нарушает права и законные интересы административных истцов.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявления о приобретении гражданства РФ Шмидт Т.С. и Лацынник С.В., с учетом доводов, указанных судом.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

     На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227, 228

    КАС РФ, суд,

                                                          РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шмидт Татьяны Сергеевны, Лацынник Светланы Васильевны удовлетворить.

Признать недействительным Заключение от 23.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Лацынник Светланы Васильевны о вступлении в гражданство РФ.

Признать недействительным Заключение от 23.11.2018 ГУ МВД РФ по Воронежской области о снятии с рассмотрения заявления Шмидт Татьяны Сергеевны о вступлении в гражданство РФ.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области и ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области выполнить рассмотрение заявления Шмидт Татьяны Сергеевны о вступлении в гражданство РФ, поданного 01.11.2018, в упрощенном порядке, согласно п.7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области и ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области выполнить рассмотрение заявления Лацынник Светланы Васильевны о вступлении в гражданство РФ, поданного 01.11.2018, в упрощенном порядке, согласно п.7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Копию решения суда вручить под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направить им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.М.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2020

1версия для печати

2а-4/2020 (2а-501/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шмидт Татьяна Сергеевна
Лацынник Светлана Васильевна
Ответчики
УВМ ГУ МВД России по Воронежской области
ОМВД России по Бобровскому району Воронежской области
Другие
Дука Евгений Валерьевич
Суд
Бобровский районный суд Воронежской области
Судья
Степанова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
bobrovsky--vrn.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
21.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Производство по делу возобновлено
20.12.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Производство по делу возобновлено
20.01.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Производство по делу возобновлено
23.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Дело оформлено
27.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее