Дело № 2а-192/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 21 февраля 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Шиховой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области об оспаривании бездействия по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Благовещенского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Благовещенского района проведена проверка исполнения администрацией Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области законодательства об организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией Усть-Ивановского сельсовета не создана на территории Усть-Ивановского сельсовета специализированная служба по вопросам похоронного дела. Указанное бездействие органа местного самоуправления повлекло обращение ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру директора ГАУ СО Амурской области «Усть-Ивановский психоневрологический интернат» во поводу невозможности захоронения двух граждан. Бездействие администрации Усть-Ивановского сельсовета по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права жителей Усть-Ивановского сельсовета быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. На основании изложенного, просит суд признать бездействие администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Представитель административного истца – заместитель прокурора Благовещенского района Амурской области Танченко Т.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области Лимайкин А.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором Благовещенского района в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Благовещенского района поступило обращение директора ГАУ СО Амурской области «Усть-Ивановский психоневрологический интернат» по факту невозможности захоронения тел двух граждан, умерших в январе 2018 года, не имевших родственников и проживавших в учреждении социального обслуживания.
В ходе проведения прокуратурой Благовещенского района проверки исполнения администрацией Усть-Ивановского сельсовета требований законодательства об организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших установлено, что администрацией Усть-Ивановского сельсовета не создана на территории Усть-Ивановского сельсовета специализированная служба по вопросам похоронного дела. Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком и подтверждены сообщением администрации Усть-Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, согласно которому специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана по причине отсутствия в местном бюджете денежных средств на содержание такой службы; оказание услуг населению по вывозу тел криминальных умерших и невостребованных тел осуществляется МКП <адрес> «Городской сервисно-торговый комплекс» на основании договора <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Нормами ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Положениями ч. 2 той же статьи предусматривается, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" за сельскими поселениями Амурской области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений, вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 10 Устава Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области предусматривается приведенными выше нормами.
Довод административного ответчика о неисполнении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на содержание такой службы судом отвергается, поскольку п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 г. N 1001 "О гарантиях прав на предоставление услуг по погребению умерших" постановлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг по погребению.
Факт заключения администрацией Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области договора с МКП г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ об оказании последним услуг органу местного самоуправления по вывозу тел криминальных умерших и безродных, в правовом смысле существующие обстоятельства неисполнения указанных выше положений закона не изменил, специализированная служба на территории муниципального образования не создана и похоронное дело не организовано, доказательств создания для жителей поселения условий, при которых гарантируется беспрепятственное получение специализированных услуг не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Усть-Ивановского сельсовета обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области об оспаривании бездействия по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Усть-Ивановский сельсовет Благовещенского района Амурской области специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать на территории муниципального образования Усть-Ивановский сельсовет Благовещенского района Амурской области специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: