Дело № 2-5253/17
Решение
именем Российской Федерации
«08» июня 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Журавлевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Свободный Амурской области к специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, Управлению ФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Свободный Амурской области обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Свободненского городского суда от 02 июля 2015 года на администрацию возложена обязанность предоставить Цацура А.А. социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу *** за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Во исполнение указанного решения суда администрацией г. Свободный Цацура А.А. был включен в список граждан Амурской области, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Данный список был направлен 29 октября 2015 года в Министерство транспорта и строительства Амурской области. Таким образом, администрация г. Свободный выполнила необходимые условия со своей стороны для решения вопроса обеспечения мер социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. В 2016 году иные межбюджетные трансферты для реализации мер социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года в бюджет г. Свободный на исполнение решения Свободненского городского суда от 02.07.2015 года не поступали. 18 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением указанного решения суда. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства органом местного самоуправления предпринимались все меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного просит суд освободить администрацию г. Свободный Амурской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 30540/16/28025-ИП от 16 декабря 2016 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на исковое заявление от представителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что на исполнении находится исполнительное производство №30540/16/28025-ИП от 16.12.2016 года, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Свободненским городским судом Амурской области по делу № 2-2030/2015, с предметом исполнения: возложить на администрацию г. Свободный Амурской области предоставить Цацура А.А. социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу *** за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. 16 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, копии постановления направлены сторонам исполнительного производства. 19 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов. 23 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению. 08 февраля 2017 года судебному приставу-исполнителю поступил ответ о том, что администрация г. Свободного не имеет возможности исполнить решение суда, при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, Цацура А.А. будет предоставлена социальная поддержка в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу ***. Сведения об исполнении решения суда судебному приставу-исполнителю не были предоставлены. При таких обстоятельства, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, 18 апреля 2017 года, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Основанием для взыскания исполнительского сбора является неисполнение должником исполнительного документа в установленный срок и не предоставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Довод заявителя о том, что вина должника отсутствует по причине отсутствия финансирования не состоятелен, т.к. единственным основанием, при наличии которого судебный пристав-исполнитель не может вынести постановление о взыскании исполнительского сбора, является наличие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных непредотвратимых обстоятельствах, которые препятствуют должнику добровольно исполнить судебное решение. В материалах исполнительного производства такие основания отсутствуют. Администрация г. Благовещенска не предприняла мер к исполнению решения суда, вступившего в законную силу в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Свободненского городского суда от 02 июля 2015 года на администрацию возложена обязанность предоставить Цацура А.А. социальную поддержку в виде приобретения благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу *** за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
16 декабря 2016 года судебным приставом исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району было возбуждено исполнительное производство № 46493/16/28025-ИП.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Судом также установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
19 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов от 23 декабря 2016 года указанное исполнительное производство принято к исполнению и ему присвоен регистрационный номер №30540/16/28025-ИП.
18 апреля 2017 года судебным приставом – исполнителем Кальней М.В. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству возложенной судебным решением обязанности принято постановление о взыскании с администрации города Свободного исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от *** ***-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на отсутствие в бюджете г. Свободный межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на исполнение решения Свободненского городского суда от 02.07.2015 года, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
29 октября 2015 года администрацией г. Свободного был направлен в Министерство транспорта и строительства Амурской области дополнительный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, за утраченные жилые помещения, Цацура А.А. в данном списке указан под номером 9.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд полагает, что Администрацией г. Свободного с момента возбуждения исполнительного производства принимались необходимые меры к исполнению судебного решения от 02.07.2015 года, о чем сообщалось судебному приставу – исполнителю, в производстве которого находилось соответствующее исполнительное производство.
При этом суд учитывает, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться, в данном случае, лишь при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией г. Свободного предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Свободного от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 30540/16/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление администрации г. Свободного Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию г. Свободного Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Кальней М.В. от 18 апреля 2017 года в рамках исполнительного производства № 30540/16/28025-ИП от 16 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Емшанов И.С.