Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3219/2020 ~ М-1124/2020 от 17.02.2020

УИД 28RS0004-01-2020-001559-06

2-3219/2020

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

22 мая 2020 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,

при секретаре Облавацкой Д.В.,

с участием представителя истца Левошко Н.Г.Шкамардиной Е.А., по доверенности, представителя ответчика Минсоцзащиты Амурской области – Туз М.М., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левошко Н. Г. к Министерству социальной защиты населения Амурской области об оспаривании уведомления об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, возложении обязанности произвести расчет выплаты на капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

Левошко Н.Г. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области, указав, что в результате чрезвычайной ситуации, объявленной в июле-августе 2019 года на территории города Благовещенска, в виде паводка, пострадал жилой дом истца по адресу: ***, который был подтоплен.

26.09.2019 года по заявлению истца городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда был проведен осмотр и составлен акт обследования указанного жилого помещения, в котором жильё признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

В ноябре 2019 года истец обратился с заявлением в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о получении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, согласно постановлению Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. №596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области», в ответ на которое 29.11.2019 г. получил уведомление о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 160 800 рублей, исходя из расчетов, учитывающих общую площадь жилого помещения в размере 26,8 кв.м.

04.12.2019 года истец отказался в получении уведомления о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в письменной форме, так как с указанной суммой, подлежащей к выплате, не согласен: расчет суммы возмещения на кап.ремонт жилья ошибочно произведен, исходя из площади жилого помещения, равной 26,8 кв.м., указанной в договоре от 01.10.1977 г. Однако, при подаче заявления к общему пакету документов, предоставленных на рассмотрение комиссии, помимо этого договора было приложено решение от 25.01.1984 года №66 Исполнительного комитета Благовещенского городского совета народных депутатов, согласно которому в 1984 году было произведено переустройство жилого помещения, после чего его площадь составляет 49,8 кв.м., что также подтверждается техническим паспортом от 28.08.2006 года.

Поэтому расчет выплаты должен быть осуществлен, исходя из площади жилого помещения, равной 48,9 кв.м.

Также Министерство социальной защиты населения Амурской области в уведомлении об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения от 17.12.2019 года: - ошибочно ссылается на представленную истцом 10.12.2019 года копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объекту недвижимости кадастровый номер присвоен лишь 06.12.2019 года, - неправильно указывает, что по состоянию на 13.12.2019 года заявления о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости общей площадью 49,8 кв. м. в адрес Управления Росреестра по Амурской области от истца не поступало.

Между тем, на основании договора от 01.10.1977 года, решения от 25.01.1984 года №66 Исполнительного комитета Благовещенского городского совета народных депутатов, истец является правообладателем указанного объекта недвижимости общей площадью 49,8 кв.м. с 1984 года, па по смыслу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Отказ в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере, исчисленном от площади жилья, равной 49,8 кв. м., является незаконным.

На основании изложенного, в окончательной редакции исковых требований, принятых судом к своему производству, Левошко Н.Г. просит суд признать уведомление об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения от 17.12.2019 г. незаконным, обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести расчет выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 49,8 кв.м.

В суде представитель истца Шкамардина Е.А. на требованиях настаивала полностью, пояснив, что в силу ФЗ № 218-ФЗ права на объекты, которые были в собственности до 21 июля 1977 года, признаются юридически действительными даже при отсутствии государственной регистрации в органах Росреестра. Регистрация таких объектов происходит по желанию правообладателя. Исходя из представленных документов в социальную защиту, видно, что площадь жилого помещения с 1984 года составляет 49,8 кв.м. Расчет должен был производиться, исходя из этой площади. В соцзащиту, на рассмотрение комиссии были представлены документы, которые подтверждали бы право собственности на поврежденное жилое помещение именно на момент ЧС и с указываемой общей площадью, а именно: договор дарения от 1977 года, решение от 25.01.1984 № 66 о реконструкции, технический паспорт жилого помещения от 2006 года. Семья увеличилась, им разрешили реконструкцию. Истец представил эти документы в ноябре 2019 года, но сотрудник соцзащиты принял только договор; разъяснили, что объект необходимо поставить на кадастровый учет. Истец сделал это позднее.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области Туз М.М. иск не признала полностью, пояснив, что согласно заявлению истца от 10 декабря 2019 г. о предоставлении выплаты к заявлению прилагались: выписка из ЕГРН, подтверждающая, что истец 09 декабря 2019 поставил спорный жилой дом на кадастровый учет. Иных документов представлено не было. Исходя из первоначального заявления от ноября 2019 года, заявитель обязан представлять копию паспорта, копию договора и копию акта комиссии. Этих документов на рассмотрение комиссии представлены не были, что видно из заявления от ноября 2019 года. В иске следует отказать.

В судебное заседание не явились истец Левошко Н.Г., извещен надлежаще, представители привлечённых третьих лиц, также извещались судом надлежаще о дате времени и месте рассмотрения дела, имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей; сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства от участвующих в деле лиц не поступило.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 23.06.2015 года N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Учитывая, что лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, а, определив, реализует их по своему усмотрению, неявку представителей ответчика и 3-х лиц в суд по полученным судебным извещениям следует расценивать как отказ от соответствующих процессуальных прав, притом что у суда имеются основания считать их надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст.154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, не представивших сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательств уважительности таких причин, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу, суд полагал требования подлежащими удовлетворению.

По делу установлено, что на основании договора дарения от 01.10.1977 г., удостоверенного государственным нотариусом, истец является собственником объекта недвижимости – жилого дома по адресу: ***.

При этом суд учитывает положения п. 1 и 3 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающие, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

К спорным правоотношениям подлежат применению также положения ч. 1 и 2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. «л» ч. 1 ст. 11 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Как следует из постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (далее - Правила).

Во исполнение указанных правил Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области» (далее - Правила № 596).

Согласно п. 1.3. этих Правил № 596 право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В силу п. 1.6. Правил № 596 размер выплаты рассчитывается на осуществление капитального ремонта исходя из общей площади поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере 6 тыс. рублей.

Пунктом 3.1. Правил № 596 предусмотрено, что для получения выплаты, на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданин из числа лиц, установленных пунктом 1.3 настоящих Правил (далее - заявитель), или его представитель подает в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по месту нахождения утраченного жилого помещения (далее - ГКУ УСЗН) письменное заявление о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта.

Совместно с заявлением на капитальный ремонт подаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя; 2) копии документов, удостоверяющих личность представителя, и копии документов, подтверждающих полномочия представителя (в случае представления заявления на капитальный ремонт представителем заявителя); 3) копии документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на поврежденное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН (представляются в случае, если право собственности на поврежденное жилое помещение возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и (или) право собственности на поврежденное жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации подтверждено судебным актом); 4) копии документов, подтверждающих факт смены фамилии, имени или отчества (представляются в случае наличия соответствующего факта); 5) копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании иного жилого помещения, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, непригодным для проживания (представляется в случае наличия у заявителя и (или) членов его семьи иных жилых помещений, признанных непригодными для проживания).

Специалист ГКУ УСЗН принимает поданные заявления на капитальный ремонт и документы, проверяет полноту поданных документов, а также их соответствие предъявляемым к ним требованиям.

В случае представления заявления на капитальный ремонт и документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящих Правил, в полном объеме и в соответствии с абзацем первым настоящего пункта специалист регистрирует заявление на капитальный ремонт и документы в журнале входящих документов в день их представления.

Далее специалист ГКУ УСЗН запрашивает в Росреестре сведения из ЕГРН о наличии (отсутствии) у заявителя на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилых помещений или доли в праве общей собственности на жилые помещения, в органе местного самоуправления - копию акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации и направляет пакет документов заявителя в министерство для рассмотрения и принятия решения.

С целью рассмотрения заявлений и документов, поданных заявителями (представителями), министерство создает комиссию по их рассмотрению (далее - комиссия) (п. 2.10 Правил № 596).

Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, рассматривает их и принимает одно из следующих решений: - о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения; - об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с этим порядком комиссия Министерства заявление и документы Левошко Н.Г. о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного, по адресу: ***, рассмотрела, приняла решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 160800 рублей, исходя из размера жилой площади 26,8 кв.м. жилого помещения истца, указанной в представленном к заявлению договоре от 01.10.1977 года.

04.12.2019 истец отказался в получении уведомления о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поскольку не согласился с размером предоставленной выплаты рассчитанной из размера жилой площади 26,8 кв.м. 10.12.2019 Левошко Н.Г. повторно обратился с заявлением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт спорного жилого помещения, представив копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объекту недвижимости, 06.12.2019 присвоен кадастровый номер, указана его площадь, составляющая 49,8 кв. м.

17.12.2019 по результатам рассмотрения повторного заявления Левошко Н.Г. решением комиссии ему было отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поскольку иных документов, подтверждающих заявленную площадь жилого помещения им не представлено.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что ответчиком не оспаривается само по себе право Левошко Н.Г. на получение выплаты на капитальный ремонт спорного жилого помещения.

Спор между сторонами возник только лишь по поводу размера такой выплаты, прямо зависящего от площади пострадавшего от подтопления в результате ЧС, объявленного на территории г. Благовещенка в июне-июле 2019 г., жилого помещения.

По делу установлено, что постановлением администрации города Благовещенска от 17.07.2019 № 2269 на территории муниципального образования - город Благовещенск установлен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области с 25 июля 2019 года введен региональный режим чрезвычайной ситуации, в том числе на территории г. Благовещенска. Постановлением администрации города Благовещенска № 2761 от 19.08.2019 режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования город Благовещенск отменен.

Доводы стороны ответчика о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих право собственности на поврежденное жилое помещение общей площадью именно 49,8 кв.м. на день введения режима чрезвычайной ситуации, суд признает несостоятельными.

По смыслу приведённых положений ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также правового регулирования последствий возведения самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 п. 1 ГК РФ (как в редакции, действовавшей первоначально, на момент ведения ГК РФ в действие 01.01.1195 г., так и в редакции действовавшей на момент введения режима ЧС на территории г. Благовещенска в июле-августе 2019 г.) истец не вправе был повести реконструкцию объекта недвижимости с целью изменения его параметров (площади) изменить без соблюдения установленного порядке, иначе на него возлагалась обязанность снести самовольную постройку.

Между тем, как следует из содержания решения от 25.01.1984 г. № 66 Исполнительного комитета Благовещенского городского совета народных депутатов, с соблюдением публичного порядка, действовавшего на момент принятия этого решения, истцу разрешен капитальный ремонт спорного жилого помещения с увеличением его размеров до 8,9 м х 6,4 м.

О законности обладания истцом объектом недвижимости с новыми тех. характеристиками свидетельствует, по мнению суда, и тот факт, что в новом публичном порядке, установленном ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", спорный объект принят на реестровый учёт 06.12.2019 с указанием увеличенной площади – 49,8 кв. м., с присвоением кадастрового номера ***

Обстоятельства фактического исполнения истцом разрешенного ему кап.ремонта дома (с одновременным увеличением его площади) к моменту объявления 17.07.2019 на территории муниципального образования города Благовещенска режима чрезвычайной ситуации следуют из содержания тех. паспорта дома от 28.06.2006 г., с указанием площади объекта – 49,8 кв. м.

Таким образом, к моменту объявления на территории муниципального образования города Благовещенска режима чрезвычайной ситуации истец на законных основаниях обладал жилым домом площадью 49,8 кв. м., поэтому расчёт выплаты на капитальный ремонт этого помещения должен осуществляться из новых тех. характеристик (площади) дома, а уведомление от 17.12.2019 г. № 06-22/10575 Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения именно с учётом таких характеристик является незаконным.

Само по себе не предоставление истцом ответчику перед принятием оспариваемого решения об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения документов, принятых судом во внимание по делу для признания за истцом соответствующего права, свидетельствует, по мнению суда, об отсутствии каких-либо нарушений прав истца именно со стороны ответчика, который самим же истцом был лишен возможности действовать в строгом соответствии с законом.

Между тем, исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. их содержание направлено на реализацию законно принадлежащих истцу прав, не нарушенных ответчиком; Министерством социальной защиты населения Амурской области фактически не нарушались права истца, но в соответствии со ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ защите подлежат также оспариваемые права.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Левошко Н.Г. удовлетворить.

Признать незаконным уведомление от 17.12.2019 г. № 06-22/10575 Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести расчет выплаты Левошко Н. Г. на капитальный ремонт его жилого помещения: жилого дома № *** по ул. ***, в г. Благовещенске, Амурской области, исходя из общей площади этого объекта, составляющей 49,8 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. 02.06.2020 г.

Председательствующий Д.В. Кастрюков

2-3219/2020 ~ М-1124/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Левошко Николай Григорьевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Администрация г. Благовещенска
Шкамардина Екатерина Андреевна
ГКУ АО "Благовещенское УСЗН"
Министерство финансов Амурской области
Министество лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Правительство Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Кастрюков Д.В.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
22.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее