Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1500/2020 ~ М-1203/2020 от 22.04.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1500/2020 по административному исковому заявлению Федотова Сергея Ивановича к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства,

установил:

Федотов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства.

В обоснование заявления указано, что административный истец является членом ТСЖ «Алабинское», которое было создано в 2003 году в целях помощи в завершении строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д. 141, и дальнейшего управления им. Административному истцу на праве собственности принадлежит квартира в указанном доме. В феврале 2020 года ТСЖ «Алабинское» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - индивидуальный 7-10 этажный жилой дом по ул. Ленинской в г. Самаре (секции 3, 4, 5), расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д. 141. Уведомлением от 06.02.2020 №3/877 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказано в связи с непредставлением следующих документов: акта приёмки объекта капитального строительства; документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документов, подтверждающих соответствие объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанной лицом, осуществляющим строительство; технического плана объекта капитального строительства. Также, согласно информации, полученной министерством строительства Самарской области в рамках межведомственного взаимодействия, информация о градостроительном плане земельного участка и разрешении на строительство отсутствует, права на земельный участок по указанному адресу у ТСЖ «Алабинское» также отсутствуют.

Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права, а также права и интересы участников долевого строительства - собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Застройщиком многоквартирного дома, являлось ЗАО «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» (ИНН 6315343740), деятельность которого прекращена 09.11.2015 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, но фактически на территории Самарской области деятельность была прекращена в 2006-2007 гг., об этом свидетельствуют факты того, что застройщик перевёл свою деятельность в г. Москва, а ввод 3, 4, 5 секций многоквартирного дома в эксплуатацию так и не был доведён до конца. Условия для проживания людей в доме созданы, строительство дома завершено, получен технический паспорт на дом, подключены и допущены к эксплуатации инженерные коммуникации, энергоустановки, заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями (водоснабжение и водоотведение, электроэнергия, отопление и горячая вода) и региональным оператором (обращение с ТКО). Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области выдано заключение от 12.10.2006, которым удостоверено то, что построенный объект капитального строительства соответствует требованиям действующих строительных норм и правил и проектной документации. Действующим в 2003 году законодательством не предусматривалось составление градостроительного плана земельного участка. Необходимость предоставления технического плана объекта капитального строительства возникла только после введения в действие Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.е. в 2015 году. ТСЖ «Алабинское» не является лицом, на которое законодательством возложены обязательства по формированию земельного участка для строительства объекта, осуществления постановки на государственный кадастровый учет и внесения в ЕГРН сведений о правах на земельные участки, на которых расположен объект. При вынесении решения ответчиком не учтено, что большинство участников долевого строительства жилого дома признали в судебном порядке и зарегистрировали право собственности на жилые помещения. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом. Полагает, что ТСЖ «Алабинское» представило все документы, которые необходимы для принятия решения о вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства с учетом положительных заключений о соответствии дома градостроительным требованиям.

В связи с изложенным просит признать недействительным решение Министерства строительства Самарской области от 06.02.2020 №3/877 об отказе в предоставлении государственной услуги о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - индивидуальный 7-10 этажный жилой дом по ул. Ленинской в г. Самаре (секции 3, 4, 5), расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д. 141; обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения посредством рассмотрения заявления Товарищества собственников жилья «Алабинское» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством РФ.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Алабинское» - Хайров Р.Р. просил административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности – Милованова Н.А. административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что основным препятствием к выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие технического плана, без которого невозможно осуществить постановку объекта на кадастровый учет. Изготовление технического плана в полномочия Министерства не входит, осуществляется застройщиком.

Заинтересованные лица Департамент градостроительства г.о.Самара и Глава г.о.Самара в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены.

Департамент градостроительства г.о.Самара представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 часть 2). При отсутствии совокупности указанных условий требования удовлетворению не подлежат (пункт 2 части 2).

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д. 141, кв. (л.д.13).

Жилой дом, в котором расположено жилое помещение, а именно секции 3, 4, 5, не сдан в эксплуатацию. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Алабинское».

Ранее застройщиком многоквартирного жилого дома являлось ЗАО «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» (ИНН 6315343740).

Данное обстоятельство подтверждается постановлением Главы города Самары №861 от 21.06.2001 «О разрешении закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» проектирования жилого дома по улице Ленинской (угол улицы Рабочей) в Ленинском районе» (л.д. 14-17), постановлением Главы города Самары №12 от 27.01.2003 «Об утверждении проекта границ земельного участка, предоставлении закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» в аренду земельных участков и разрешении строительства жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и первом этажах по улице Ленинской/ улице Рабочей в Ленинском районе города Самары» (л.д.18-26).

На основании договора аренды №015167з от 15.09.2004 закрытому акционерному обществу «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Ленинская/ул. Рабочая площадью 3445,40 кв.м для строительства жилого дома со встроенными помещениями офисов в цокольном и первом этажах (2 очередь строительства) (л.д.27-31).

Установлено, что в настоящее время строительство объекта завершено, многоквартирный дом подключен к инженерным коммуникациям, заселен. Об этом свидетельствуют документы о допуске к эксплуатации, акты установления границ балансовой принадлежности, договоры с ресурсоснабжающими организациями (л.д.50-98).

Заключением Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области, утвержденным распоряжением от 18.10.2006 №96-вд, удостоверено, что построенный объект капитального строительства «Индивидуальный 7-10 этажный жилой дом по ул. Ленинской в г. Самаре (секции 3, 4, 5)», расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д.141, соответствует требованиям действующих строительных норм и правил и проектной документации (л.д.39-41).

Деятельность ЗАО «Ремонтно-строительное управление «Прогресс» прекращена 09.11.2015 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 42-49).

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Алабинское» неоднократно обращалось в Министерство строительства Самарской области по вопросу ввода в эксплуатацию трех секций жилого дома (секции 3, 4, 5), расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ленинская, д. 141. На обращения давались ответы о необходимости представления ряда документов.

Оспариваемым решением от 06.02.2020 №3/877 заявителю отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как не представлены следующие документы:

- акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Также, указано, что согласно информации, полученной министерством строительства Самарской области в рамках межведомственного взаимодействия, информация о градостроительном плане земельного участка и разрешении на строительство отсутствует, права на земельный участок по указанному адресу у ТСЖ «Алабинское» также отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 №225, министерство выдает в случаях, установленных Законом Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации должны быть выданы органами местного самоуправления.

Таким образом, Министерство является компетентным органом в вопросе выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию рассматриваемого объекта.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в частности, отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

- разрешение на строительство;

- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

- схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Указанная норма, исходя из приведенного в ней перечня документов, предполагает фактическое наличие лица, осуществляющего строительство, однако не регламентирует те случаи, когда такое лицо прекратило свою деятельность и более не существует, как в рассматриваемом деле.

Принимая во внимание, что застройщик, осуществивший строительство многоквартирного дома, в настоящее время ликвидирован, представление таких документов, как акт приёмки объекта капитального строительства, документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, подписанный лицом, осуществляющим строительство, схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство, невозможно по объективным причинам.

Представление документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в рассматриваемом случае лишено смысла, так как инженерные коммуникации уже подключены и эксплуатируются.

Ссылка в оспариваемом решении на отсутствие информации о разрешении на строительство неосновательна, так как представленными документами подтверждено, что такое разрешение выдавалось. Ссылка на разрешение от 01.04.2003 имеется в заключении ГИСН Самарской области от 18.10.2006 (л.д.39-40).

Отсутствие градостроительного плана земельного участка также не может являться препятствием в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как разрешение на строительство было выдано до введения требования о предоставлении градостроительного плана земельного участка. Частью 2 статьи Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что предоставление градостроительного плана земельного участка не требуется для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ.

Вместе с тем, следует признать правомерным требование Министерства о необходимости предоставления технического плана объекта капитального строительства.

Согласно приказу Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр, которым утверждена действующая с 16.05.2015 форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана.

В силу части 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Изготовление технического плана силами и за счет средств административного ответчика не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, поскольку при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию технический план, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», представлен не был, что не оспаривалось представителем ТСЖ «Алабинское», суд считает, что административным ответчиком обоснованно отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы о том, что ввод в эксплуатацию жилого дома возможен только в судебном порядке, основанием для удовлетворения настоящего административного иска не являются. ТСЖ «Алабинское» не лишено возможности устранить препятствия к получению разрешения на строительство, осуществив изготовление технического плана дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Федотова Сергея Ивановича к Министерству строительства Самарской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.07.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1500/2020 ~ М-1203/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федотов С.И.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
ТСЖ "Алабинское"
Департамент градостроительства г.о. Самара
Глава г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
22.04.2020Регистрация административного искового заявления
22.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.04.2020Предварительное судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее