5-1728/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 14 сентября 2021 г.
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Воробьева И.А. - Кузнецовой К.И. (действующей на основании доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении:
Воробьева И. А., < дата > года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: РБ, ...75,
УСТАНОВИЛ:
< дата > в Управление Роспотребнадзора по ... поступила информация о нарушении Воробьевым И.А. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в невыполнении санитарно-профилактических (противоэпидемических) мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно о том, что < дата > Воробьев И.А., прибыл на территорию Российской Федерации из Кубы на самолете авиарейсом№ ZF536место ...Н, при этом не выполнил требования Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от < дата > ... «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (с изменениями и дополнениями, внесенными < дата >), в течение 5 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, не прошел повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР (интервал между первым и повторным лабораторным исследованием должен составлять не менее суток) и не разместил информацию о результате повторного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в Едином портале государственных и муниципальных услуг, не заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) в срок до < дата >.
Тем самым Воробьев И.А. нарушил п.п.2.5 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от < дата > ... «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», ст.ст. 10, 30, 31 Федерального закона от < дата > № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании Воробьев И.А. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, направил в суд своего защитника Кузнецову К.И.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также не явился на судебное заседание будучи извещенным своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц по делу.
Изучив и оценив материалы дела, судья приходит к следующему.
Защитник Воробьева И.А. в судебном заседании вину Воробьева И.А. в совершении административного правонарушения не признала, просила прекратить производство по делу, поскольку требования закона о повторном лабораторном исследовании для лиц, прибывших из-за границы, на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела утратили силу. Кроме того, просит учесть, что Воробьев И.А. прошел повторное лабораторное исследование, но из-за технических сбоев не смог разместить его на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Оригинал документа находятся в материалах дела.
Выслушав объяснения привлекаемого лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статья 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ вышеуказанные действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от < дата > № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 29 Федерального закона от < дата > №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 31 Федерального закона от < дата > № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В силу ст. 10 Федерального закона от < дата > №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.Подпунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от < дата > ... «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку):
- обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс);
- в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Прибывающим после < дата > из зарубежных стран на территорию Российской Федерации в дополнение к требованиям, изложенным в подпункте 2.2 настоящего пункта, необходимо пройти повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в срок до 5 календарных дней со дня въезда на территорию Российской Федерации с предоставлением сведений о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). Интервал между первым и повторным лабораторным исследованием на COVID-19 ПЦР должен составлять не менее суток (подпункт 2.5).
Как следует из протокола об административном правонарушении от < дата > и информации из корпоративного портала Роспотребнадзора (скриншота), к заявлению (форме) Воробьева И.А.. за ЕПГУ ... от < дата > прикреплен результат лабораторного исследования методом ПЦР от < дата >, однако результат повторного лабораторного исследования на COVID-19 отсутствует, то есть не размещен в течение 5 календарных дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в срок до < дата >.
Между тем, при рассмотрении дела судом установлены обстоятельства, исключающие производство по делу, а именно требования пункта 2.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от < дата > ..., нарушение которых вменяются Воробьеву И.А. в вину, признаны утратившими силу согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от < дата > ....
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от < дата > ...-П и от < дата > ...-П; определения от < дата > ...-О, от < дата > ...-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от < дата > ...-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 6.3 КоАП РФ (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
На основании изложенного производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Воробьева Ивана Александровича прекратить на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья А.Г. Шакирьянова