Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-763/2021 ~ М-259/2021 от 27.01.2021

ЗОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2021 года                              г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Туляковой О.А,

при секретаре судебного заседания Боня Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-763/2021 по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о признании объекта незавершенного капитального строительства самовольной постройкой, обязании провести объект капитального строительства в первоначальное состояние путем демонтажа,

УСТАНОВИЛ:

Департамент градостроительства г.о. Самара обратился в суд с иском о признании самовольной постройкой объект капитального строительства – недостроенное нежилое пятиэтажное здание с подземным этажом и надстроенными тремя этажами, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>А; обязании ФИО1 за свой счет привести объект капитального строительства – недостроенное нежилое пятиэтажное здание с подземным этажом и надземным этажом и надстроенными тремя этажами, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>А, в первоначальное состояние, существовавшее до проведения работ по его реконструкции, путем демонтажа самовольно возведенных трех этажей к двухэтажному нежилому зданию с кадастровым номером 63:01:0230003:2478, в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу просят предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить демонтаж самовольно возведенных трех этажей к двухэтажному нежилому зданию с кадастровым номером с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

В обосновании иска указав, что из уведомления о выявлении самовольной постройки от 06 октября 2020 года №    01-05-14/0246-1, поступившего из государственной инспекции строительного надзора Самарской области в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент), следует, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, выявлен факт реконструкции нежилого здания без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>А, является ФИО1 (регистрация права от 29 июня 2020 ).

Кроме того, Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что на вышеуказанном земельном участке зарегистрирован следующий объект недвижимости: 2-этажное нежилое здание (кафе) площадью 900,7 кв.м с кадастровым номером 63:01:0230003:2478.

Собственником указанного здания также является ФИО1 (регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из приложенного к вышеуказанному уведомлению акта проверки (осмотра) государственной инспекции строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ     следует, что на земельном участке, расположенном по адресу:    <адрес>А, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0230003:2478, выполнены строительные работы по увеличению (надстрой) количества этажей здания.

В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0914007:501 расположено недостроенное нежилое пятиэтажное здание с подземным этажом.

Строительные работы на объекте при проведении осмотра не выполнялись, ограждение объекта отсутствует, имеется свободный доступ в подземную часть объекта.

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции данного объекта не осуществляется.

Таким образом, надстрой трех этажей над существующем, двух -этажным нежилым зданием, привело к изменению площади и объема объекта капитального строения. Следовательно, имела место реконструкция, в результате которой возник новый объект капитального строительства.

При этом по сведениям министерства строительства Самарской области (№МС-3/4216 от 23 сентября2020) разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства по адресу <адрес> не выдавалось. Сведения о выданных разрешениях на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства по указанному адресу в Департаменте (№ Д0501-01/9648-0-1 от 28 сентября 2020) также отсутствуют.

Вместе с тем, факт отсутствия разрешительной документации на реконструкцию нежилого двух этажного здания, выразившуюся в возведение трех дополнительных этажей, наделяет данный объект признаками самовольной постройки в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, спорный объект возведен без получения необходимых разрешений и согласований, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на котором осуществлена реконструкция объекта капитального    строительства,    принадлежит на    праве     собственности ФИО1, осуществить снос или привести в соответствие с установленными    требованиями объект    недвижимого имущества,     расположенный на указанном земельном    участке, в административном порядке путем принятия решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями не представляется возможным.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске. Выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств в адрес суда не направил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Государственной инспекции строительного надзора в судебное заседание не явился, извещение о дате, времени и месте судебного заседания надлежащее. В материалах дела представлен отзыв, согласно которому инспекция поддерживает исковые требования Департамента, поскольку на строительство объекта разрешительная документация не выдавалась, просит рассмотреть в отсутствии представителя.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Росреестра по Самарской области, Администрация Советского внутригородского округа Самара в судебное заседание не явились, извещение о дате, времени и месте судебного заседания надлежащее. Администрация Советского внутригородского округа Самара просили рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования оставили на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи, суд отмечает, что согласуясь с закрепленными в ст.6 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренным в п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.1 ст.19, ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ принципом состязательности и равноправия сторон, установленным ст.9 ГПК РФ принципом диспозитивности, приведенные выше положения ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны должны сами нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказывания.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и, оценивая их относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности (ч.2 ст.57, ст.ст.62,64, ч.2 ст.68, ч.3 ст.79, ч.2 ст.195, ч.1 ст.196 ГПК РФ).

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

По общему правилу, предусмотренному абз. 3 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ).

Норма аналогичного содержания приведена в п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, в силу которой собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Федеральным законом №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления выдает разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.В силу ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый принадлежат на праве собственности ФИО1. (л.д.91-92).

Согласно выписки из ЕГРН от 09 марта 2021 года ФИО1 принадлежит нежилое здание кафе, 2 этажный, в том числе подземных 1, площадью 900,7 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0230003:2478. (л.д. 89-90).

Согласно информации направленной Администрацией Советского внутригородского района г.о. Самара в адрес Государственной инспекции строительного надзора Самарской области 02 сентября 2020 года №18/3-01/3483-обр, согласно которого в связи с поступившим обращением гражданина по вопросу неудовлетворительного содержания заброшенного здания, с выездом на место специалистов администрации района установлено, что по адресу: <адрес> расположено неэксплуатируемое пятиэтажное здание с открытым доступом.

Согласно Акта осмотра, расположенного по адресу: <адрес>А от 06 октября 2020 года, составленного государственной инспекции строительного надзора Самаркой области (л.д. 29-35), выездной внеплановой проверкой осмотрен земельный участок. На земельном участке расположено пятиэтажное здание с подземным этажом и надстроенными тремя этажами. Строительные работ на объекте при проведении осмотра не выполнялись, ограждение объекта отсутствует, имеется свободный доступ в подземную часть здания. Представлены фотоматериалы по состоянию строения на 15 сентября 2020г.

Согласно Уведомлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области о выявлении самовольной постройки от 06 октября 2020 года №01-05-14/0246-1, на вышеуказанном земельном участке имеет место факт возведения (создания) объекта капитального строительства. Представлен Акт проверки (осмотра) №01-05-14/0246 от 06 октября 2020 года и фотоматериалы.

Согласно ответа Министерства строительства Самарской области от 23 сентября 2020 года №МС 3/4216, что разрешений на строительство на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0914007:501, расположенном по адресу: <адрес>, министерством не выдавалось. (л.д.65).

Согласно ответа Департамента градостроительства г.о. Самара от 28 сентября 2020 №Д0501-01/9648-05-1, что в Департаменте отсутствует информация о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на земельном участке по адресу <адрес>.

В силу пункта 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах втором пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Как следует из вышеприведенной нормы закона и разъяснений по ее применению, самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.

Таким образом, возможность сноса самовольной постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.

Судом установлено, что разрешение на реконструкцию на объект, расположенный по адресу: <адрес> не выдавалось, в настоящее время строительные работы не ведутся на объекте, ограждение отсутствует, имеется свободный доступ в поземную часть объекта, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента градостроительства о признании самовольной постройкой объект капитального строительства – недостроенное нежилое пятиэтажное здание по вышеуказанному адресу и обязании ответчика привести здание в первоначальное положение.

Удовлетворяя исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о признании объекта незавершенного капитального строительства самовольной постройкой, обязании провести объект капитального строительства в первоначальное состояние путем демонтажа самовольно возведенных работ по его реконструкции, суд исходит из того, что согласно разъяснений п. 28 указанного совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015), положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ. Материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что спорный объект не может быть приведен в первоначальное состояние.

Ответчик не предоставил суду доказательств того, что реконструированный объект не нарушает градостроительные нормы и правила, не представляет явную угрозу для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Департамента градостроительства г.о.Самара и возможности их удовлетворения в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к ФИО1 о признании объекта незавершенного капитального строительства самовольной постройкой, обязании провести объект капитального строительства в первоначальное состояние путем демонтажа – удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект капитального строительства — недостроенное нежилое пятиэтажное здание с подземным этажом и надстроенными тремя этажами, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО1 за свой счет привести объект капитального строительства - недостроенное нежилое пятиэтажное здание с подземным этажом и надстроенными тремя этажами, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, существовавшее до проведения работ по его реконструкции, путем демонтажа самовольно возведенных трех этажей к двухэтажному нежилому зданию с кадастровым номером в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения ФИО1 решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Департаменту право за свой счет осуществить демонтаж самовольно возведенных трех этажей к двухэтажному нежилому зданию с кадастровым номером с последующим отнесением произведенных расходов на ответчика.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2021 г.

Судья О.А. Тулякова

2-763/2021 ~ М-259/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент градостроительства г.о. Самара
Ответчики
Мещеряков И.а.
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация Советского внутригородского округа Самара
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Тулякова О. А.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
13.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее