Решение по делу № 2-2495/2018 ~ М-2230/2018 от 29.10.2018

                                          Дело № 2-2495/2018

РЕШЕНИЕ    

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау                      13 декабря 2018 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Куприяновой Е.Л.,

с участием представителя истца Колошина Ф.Н. - адвоката Миркасимовой Г.Ф., представившей удостоверение <...> и ордер <...> от <...>,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау РБ Кашаповой Т.В., действующей на основании доверенности <...> от <...>,

представителя третьего лица АО «КумАПП» Мансуровой Д.Л., действующей на основании доверенности от <...>,

при секретаре Султановой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колошина Ф.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении определенных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии,

                        УСТАНОВИЛ:

Колошин Ф.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ – УПФ в <...>) о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении определенных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ – УПФ в <...> от <...> ему было отказано в установлении досрочной пенсии по старости. Отказ мотивирован тем, что у него отсутствует требуемый законом специальный стаж работы 12 лет и 6 месяцев. Всего в специальный стаж засчитаны следующие периоды его работы с <...> по <...> сборщиком-клепальщиком в Кумертауском авиационном производственном предприятии (2 месяца 8 дней), с <...> по <...> радиомехаником по ремонту радиооборудования (4 года 10 месяца 16 дней). В специальный стаж не засчитан период его службы в Советской Армии с <...> по <...> и период его работы в качестве ученика сборщика клепальщика с <...> по <...>. С указанным решением он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене. Он имеет страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии в размере 38 лет 5 месяцев 3 дня, проработал на работах тяжелыми условиями труда более 7 лет, в связи с этим, считает, что имеет право досрочно выйти на пенсию с уменьшение общеустановленного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев выхода на пенсию в 58 лет. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» мужчинам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет. В случае если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (не менее 6 лет 3 месяцев), страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев. Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», применяется для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <...> Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 года. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Пенсионный фонд включил в специальный стаж период работы в качестве сборщика клепальщика, а период работы в качестве ученика сборщика клепальщика не включил. В период работы в качестве ученика сборщика клепальщика он выполнял ту же самую работу, что и сборщика клепальщика. Действительно, ни ранее действовавший Список № 2 от 1956 г., ни действующий в настоящее время Список № 2 от 1991 г. не содержат указание на профессию «ученик сборщика клепальщика», равно как не содержит и наименования «ученик» любой другой профессии (токаря, слесаря и других), поскольку «ученик» не является профессией, а свидетельствует о том, что работник в отведенное на это время осваивает соответствующую профессию. В данном случае имеет место обучение профессии сборщика клепальщика не в учреждении профессионального образования, а при поступлении на работу в качестве ученика с прохождением профессионального обучения непосредственно у работодателя; то есть в данном случае указание в наименовании профессии «ученик» свидетельствует лишь о временном характере такой работы на период обучения. Таким образом, обучаясь на производстве, он, кроме учебы, работал сборщиком клепальщика, за что получал не стипендию, а заработную плату, а работодатель, в свою очередь, отчислял страховые взносы. В связи с изложенным, считает, что период его работы в качестве ученика сборщика клепальщика с 07 июля 1981 года по 09 сентября 1981 года (всего 2 месяца и 2 дня) подлежит включению в специальный стаж. На момент прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Согласно подп. «к» пункта 109 вышеуказанного Положения служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывалась в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Как следует, из его трудовой книжки после окончания службы в составе Вооруженных сил СССР он работал во вредных условиях труда - сборщиком клепальщика и указанный период его работы включен ответчиком в специальный стаж. Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, период его службы в Вооруженных силах СССР подлежит включению в специальный стаж. Просит признать незаконным отказ ГУ – УПФ в г. Кумертау № 41 от 21 сентября 2017 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода его службы в Советской Армии с <...> по <...> (всего 2 года 1 месяц 22 дня) и период его работы в качестве ученика сборщика клепальщика с <...> по <...> (всего 2 месяца 2 дня), а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ГУ – УПФ в <...> включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» следующие периоды: службу в Советской Армии с <...> по <...> (всего 2 года 1 месяц 22 дня) и работу в качестве ученика сборщика клепальщика с <...> по <...> (всего 2 месяца 2 дня), обязать ГУ – УПФ в <...> назначить ему досрочную пенсию по старости с <...>.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «КумАПП».

В судебное заседание истец Колошин Ф.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Миркасимова Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – УПФ в г. Кумертау Кашапова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что служба в армии Колошина Ф.Н. не подлежит включение в его специальный стаж, поскольку после службы в армии Колошин Ф.Н. работал сборщиком – клепальщиком, данная профессия не предусматривалась действующим на тот период Списком от 1956 года. Период работы Колошина Ф.Н. учеником сборщика клепальщика также не подлежит включению в специальный стаж Колошина Ф.Н., поскольку профессия «сборщик – клепальщик» не предусматривалась действующим на период работы истца Списком от 1956 года, а период работы истца сборщиком клепальщиком зачтен в соответствии со Списком от 1991 года.

Представитель третьего лица АО «КумАПП» Мансурова Д.Л. в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, пояснила, что в уточняющей справке <...> от <...> период работы учеником сборщика клепальщика не учтен, поскольку Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. не было предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим по профессии сборщика клепальщика либо ученика сборщика клепальщика. Коллективного договора за период работы Колошина Ф.Н. в АО «КумАПП» нет, особые условия труда сборщика клепальщика не оспаривает.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <...> истец Колошин Ф.Н. обратился в ГУ - УПФ в г. Кумертау с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением ГУ - УПФ в <...> <...> от <...> Колошину Ф.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа 12 лет 6 месяцев (для возраста 57 лет – 7 лет 6 месяцев) на работах с тяжелыми условиями труда. В стаж на соответствующих видах работ не засчитаны следующие периоды:

- с <...> по <...> – военная служба в Советской Армии;

- с <...> по <...> - работа в качестве ученика сборщика клепальщика (л.д. 17-18).

В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 5 лет 24 дня.

Не соглашаясь с указанным решением ГУ - УПФ в г. Кумертау, истец Колошин Ф.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 2 ч. 1 и ч.ч. 2-5 ст. 30 от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 названного закона).

Судом установлено, что в период с <...> по <...> истец Колошин Ф.Н. проходил военную службу в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом серии НП <...> (л.д.8-9) и справкой отдела Военного комиссариата по городу Кумертау и <...> от <...> (л.д.10).

Как следует из трудовой книжки истца Колошина Ф.Н. (л.д.11-16), до военной службы в Советской Армии Колошин Ф.Н. работал фрезеровщиком в Кумертауском вертолетном заводе (в дальнейшем Кумертауское авиационное производственное объединение) в период с <...> по <...>, уволен с занимаемой должности на основании п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР в связи с призывом в Советскую Армию.

По окончании военной службы в рядах Советской Армии истец Колошин Ф.Н. <...> был принят в Кумертауское авиационное производственное объединение учеником сборщика клепальщика, где проработал учеником сборщика клепальщика до <...>.

Аналогичные сведения имеются и в личной карточке Колошина Ф.Н.

Допрошенный ранее в судебном заседании свидетель Ю. суду показал, что Колошин Ф.Н. работал у него в бригаде в АО «КумАПП». Он (свидетель) работал в АО «КумАПП» в период с 1962 года по 2004 год. Колошин Ф.Н. в 1980 году работал учеником сборщика клепальщика, выполнял ту же работу, что и он (свидетель). Ученикам оплачивались ученические – 30% от его (свидетеля) заработной платы. Работа выполнялась на основании выданных нарядов на бригаду, он (свидетель) распределял работу, исходя из разряда и квалификации, оплату по нарядам определял из фактически выполненной работы.

В период прохождения истцом Колошиным Ф.Н. военной службы в рядах Советской Армии действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», абзацем 14 пункта 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Абзацем вторым пункта «л» Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте «к» и «л» данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В силу п.п. "и", "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, действующего до 1990 года (утратил силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), служба в составе Вооруженных Сил СССР, обучение в средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.) засчитываются в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и" (периоды учебы), либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего.

Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работающим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с абзацем "а" п. 1 которого установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Учитывая, что период прохождения Колошиным Ф.Н. военной службы в рядах Советской Армии имел место до <...>, при разрешении вопроса о досрочном назначении пенсии применяется Список <...> производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

При этом Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, не было предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим по профессии сборщика клепальщика либо ученика сборщика клепальщика.

Профессия «сборщик клепальщик» в качестве профессии, дающей право на пенсию на льготных условиях, появилась лишь в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (раздел ХХХ111 «Общие профессии» позиция 23200000-18183).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для включения в специальный стаж истца периода прохождения им военной службы не имеется, поскольку включение указанного периода в соответствии с абзацем 14 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, предусмотрено работникам и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности, к каковым истец Колошин Ф.Н. не относится.

В соответствии с п.п. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Исходя из указанных норм период обучения, предусмотренный п. п. "з" п. 109 Положения, включается в общий стаж работы, в льготный стаж период обучения может включаться только при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах работникам и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности.

Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 516 от 11 июля 2002 года, период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Действовавшее в спорный период пенсионное законодательство предусматривало аналогичное положение.

Так, согласно п. 12 Разъяснений «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1773 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 года N 81/8 (в редакции от 27.12.1983 г.), в тех случаях, когда в списках N 1 и N 2 предусмотрены производства и цехи без перечисления профессий и должностей или рабочие, выполняющие определенные работы, без перечисления профессий, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются ученики индивидуально-бригадного ученичества.

Период индивидуально-бригадного обучения тем профессиям, которые прямо предусмотрены списками N 1 и N 2, например, ученикам-травильщикам, ученикам-литейщикам, в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.

В данном случае Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, не было предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим по профессии сборщика клепальщика либо ученика сборщика клепальщика.

Профессия «сборщик клепальщик» в качестве профессии, дающей право на пенсию на льготных условиях, появилась лишь Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (раздел ХХХ111 «Общие профессии» позиция 23200000-18183).

В данном случае обстоятельств, дающих основание для включения в подсчет специального стажа истца периода его работы учеником сборщика клепальщика в соответствии с приведенным выше пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, не имеется.

Таким образом, специальный стаж истца Колошина Ф.Н. на работах с тяжелыми условиями труда составил менее 7 лет 6 месяцев (для возраста 57 лет), в связи с чем, решение ГУ - УПФ в <...> <...> от <...> об отказе Колошину Ф.Н. в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» является законным и отмене не подлежит, оснований для назначения Колошину Ф.Н. досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Колошина Ф.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения <...> от <...> об отказе Колошину Ф.Н. в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», включении периодов прохождения военной службы в рядах Советской Армии с <...> по <...>, работы в качестве ученика сборщика клепальщика с <...> по <...> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона <...> - ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с 08 января 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

2-2495/2018 ~ М-2230/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колошин Федор Николаевич
Ответчики
ГУ-Управление пенсионного фонда
Суд
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Куприянова Екатерина Леонидовна
Дело на странице суда
kumertauskiy--bkr.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2018Передача материалов судье
01.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2018Судебное заседание
13.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее