РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело №а-1536/18 по заявлению К. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
установил:
К. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании бездействие Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что 18.06.2007 г. между ООО «КРОСС» и ООО «Строитель» был заключен договор №108 о долевом участии в строительстве жилого дома. 13.05.2008 г. по договору №108-П ООО «Строитель» уступило права по договору о долевом участии в строительстве от 18.06.2007 г. №108 Х.. ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОСС» и Х. расторгли договор о долевом участии в строительстве жилого <адрес> заключили договор о долевом участии в строительстве жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Х.. зарегистрировал право собственности на не указанный заявительницей объект. Последующий текст искового заявления суду неясен, использованные формулировки некорректны настолько, что у суда отсутствует возможность достоверно предположить, что имеет в виду заявительница. Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 г. по делу №А55-10763/2010 ООО «Кросс» признано несостоятельным (банкротом). Её требования были включены в реестр требований по передаче жилых помещений ООО «КРОСС» определением Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2018 г. Она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении её в некий реестр. Решением Министерства строительства Самарской области №3/27 от 10.01.2019 г. ей отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Просит признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области №3/27 от 10.01.2019 г. во включении её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать Министерство строительства Самарской области включить её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Ответчиком был представлен письменный отзыв (л.д. 35-39).
Дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства на основании п.7 ст.150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Б. и заявительницей был заключён договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), по условиям которого Б.. продала заявительнице объект незавершённого строительства – квартиру по адресу: <адрес>. В тот же день осуществлена государственная регистрация права собственности заявительницы на указанный объект.
Указанный дом строился ООО «Кросс». Участницей долевого строительства дома заявительница не являлась.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2013 г. по делу №А55-10763/2010 ООО «Кросс» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.11.2018 г. по тому же делу в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Кросс» включены требования заявительницы по настоящему делу о передаче однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, площадью 49,1 м2 (л.д. 60-63).
В соответствии с п.7 ст.23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение №1 к приказу), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение №2 к приказу).
Согласно ст.2 Закона Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области, в чьи полномочия входит ведение реестра обманутых дольщиков, является Министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что 20.12.2018 г. заявительница обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 44).
Решением комиссии Министерства строительства Самарской области по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от 25.12.2018 г. (л.д. 41-42), доведённым до сведения заявительницы письмом от 10.01.2019 г. №3/27 (л.д. 31) во включении заявительницы в реестр отказано на основании пп.1 п.10 названных выше Правил, т.е. в связи с несоответствием заявителя одному из Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено ею в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.
В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ, по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявительницы в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.
Согласно п.2 приложения № к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение 2 отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены 2 и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных названным законом;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с названным законом;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном названным законом, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств 2 и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Решение Министерства строительства Самарской области от 19.10.2018 г. мотивировано пп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, т.е. несоответствием заявителя Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, при этом указано, что заявительница является собственницей помещения.
Однако данное обстоятельство не указано в п.2 приложения №1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр как исключающее отнесение заявителя к числу пострадавших граждан.
При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению, поскольку решение от 25.12.2018 г. не соответствует закону.
В реестр пострадавших граждан подлежат включению лица, являвшиеся участниками долевого строительства, как непосредственно заключившие соответствующий договор с застройщиком, не исполнившим своих обязательств, так и вступившие в соответствующие отношения на основании договора уступки. Признание за такими гражданами права собственности на квартиры в объекте незавершённого строительства не означает исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве, поскольку после исполнения этих обязательств у участников долевого строительства должно было возникнуть право собственности на квартиру в многоквартирном доме, а не в объекте незавершённого строительства. В этом случае граждане сохраняют право на получение мер государственной поддержки, обязательным условием для чего является их включение в реестр пострадавших граждан.
В то же время граждане, не состоявшие в отношениях участия в долевом строительстве с не исполнившим своих обязательств застройщиком, и приобретшие квартиры в проблемном объекте незавершённого строительства на вторичном рынке, не имеют права на получение указанных выше мер государственной поддержки и на включение в реестр пострадавших граждан, поскольку они осознавали, что приобретают квартиру в объекте, строительство которого остановлено, действовали при этом на свой риск. Как следствие, они, как собственники объекта незавершённого строительства, обязаны осуществлять его достройку за собственный счёт (ст.210 ГК РФ). Предоставление им мер государственной поддержки, предусмотренных для граждан, пострадавших от неисполнения своих обязательств застройщиками, противоречило бы сущности этих мер, их целевому назначению и поощряло бы недобросовестное поведение, т.к. давало бы возможность, приобретя незавершённый строительством объект за соответствующую цену (существенно меньшую, чем цена готовой квартиры), завершить его строительство за счёт бюджетных средств, т.е. за счёт налогоплательщиков.
Таким образом, само по себе наличие права собственности на квартиру в проблемном объекте незавершённого строительства не может служить основанием для отказа во включении в реестр пострадавших граждан. В зависимости от обстоятельств собственник может как относиться, так и не относиться к указанной категории лиц.
Суд не проверяет обоснованность доводов, изложенных в отзыве ответчика, об отсутствии у заявительницы договора участия в долевом строительстве, поскольку заключение такого договора является иным критерием отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, указанным в п.2 Критериев. Суд принимает во внимание, что заявительницей не были представлены копия заключённого с нею договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, или копия заключённого с нею договора уступки (пп.2 п.6 Правил ведения реестра пострадавших граждан), однако непредставление документов, предусмотренных Правилами, не было указано ответчиком в качестве основания отказа. Следовательно, изложенные доводы нерелевантны к основаниям принятия оспариваемого в настоящем деле решения. При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы К. решение об отказе во включении её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принятое 25.12.2018 г. на заседании комиссии по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при Министерстве строительства Самарской области, доведённое до её сведения письмом Министерства строительства Самарской области от 10.01.2019 г. №3/27.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь