Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-905/2020 ~ М-591/2020 от 25.05.2020

Дело № 3а-905/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 июля 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Песецкой С.В.,

при секретаре Тлебзу Д.А.,

с участием: прокурора Савушкиной О.Н.,

административного истца Молчанова Н.Г.,

представителя административного истца Шатц Е.С.

представителя административных ответчиков – главы администрации Краснодарского края Кондратьева В.И. и администрации Краснодарского края по доверенностям Гонтарь А.О.,

представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю по доверенности Труновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Молчанова <...> к главе администрации (губернатору) Краснодарского края о признании незаконными действий главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И. и о признании недействующим в части нормативного правового акта,

Установил:

административный истец Молчанов Н.Г. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к главе администрации (губернатору) Краснодарского края, в котором просит: признать незаконными действия главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., выразившиеся в принятии решения, обязывающего административного истца соблюдать дистанцию от других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать в транспорте, в общественных местах, на всех предприятиях (организациях), а также при любом выходе на улицу средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека; признать недействующим подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского о края от 13 марта 2020 года №129 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.05.2020 года № 287); обязать главу администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И. в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона; вынести частное определение с указанием на нарушение главой администрации (губернатором) Краснодарского края Кондратьевым В.И. норм действующего законодательства и направить его в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам.

С учетом уточненных требований административный истец просит признать незаконными действия главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., выразившиеся в принятии решения, обязывающего административного истца соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать в транспорте, в общественных местах, на всех предприятиях (организациях), а также при любом выходе на улицу средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека; признать недействующим подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского о края от 13 марта 2020 года №129 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2020 года №354).

В обоснование своих требования административный истец указывает, что административный ответчик, являясь должностным лицом - главой администрации (губернатором) субъекта Российской Федерации, нормами Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не наделен полномочиями на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде ограничения доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации. Ссылается, что в средствах массовой информации не было опубликовано решение соответствующего органа государственной власти о введении на территории Краснодарского края режима чрезвычайной ситуации. Считает, что Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ не предусмотрено, что при введении режима функционирования «Повышенная готовность» лица, уполномоченные на введение такого режима, должны вводить этот режим на основании предложений или предписаний главного государственного санитарного врача и их заместителей, а также вправе устанавливать порядок осуществления ограничительных мероприятий.

Административный истец полагает, что губернатор, не обладая полномочиями по установлению порядка осуществления ограничительных мероприятий, пунктом 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 установил порядок осуществления ограничительных мероприятий, путем запрета на территории Краснодарского края проведения некоторых мероприятий, запрета гражданам посещения мест отдыха, введения масочного режима и установления социального дистанцирования и пр.

Считает, что действия административного ответчика, выразившиеся в обязании граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека (подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.04.2020 года № 255) осуществлены административным ответчиком по собственной инициативе, т.е. без полученного в установленном законом порядке предложения или предписания главного государственного санитарного врача, так как предложением главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю Потемкиной М.А. от 28.04.2020 года № 23-00-07/5-7208-2020 административному ответчику не было рекомендовано обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, а именно: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.

В возражении на административное исковое заявление представитель администрации Краснодарского края по доверенности Гонтарь А.О. просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, мотивируя это тем, что оспариваемые положения приняты на основании и в пределах полномочий, предоставленных Краснодарскому краю Конституцией РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не противоречат федеральным законом или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в полной мере соответствуют общемировой практике борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019), являются оправданными и адекватными социально необходимому результату.

Главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю Потемкина М.А. в своем отзыве просила полностью отказать в удовлетворении заявленных требований, аргументируя тем, что в настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера, как ношение гражданами масок в качестве средства защиты барьерного типа.

В судебном заседании административный истец Молчанов Н.Г. и его представитель по доверенности Шатц Е.С. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков – главы администрации Краснодарского края и администрации Краснодарского края по доверенностям Гонтарь А.О. административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованных лиц Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю по доверенности Трунова О.В. административные исковые требования также не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Прокурор отдела Краснодарской краевой прокуратуры Савушкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на отсутствие оснований для признания недействующим в части оспариваемого нормативного правового актов и для признания незаконными действий главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И..

В судебное заседание не явились административный ответчик глава администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьев В.И., заинтересованное лицо главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю Потемкина М.А., надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ.

В своем ходатайстве главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю Потемкина М.А. просила рассмотреть административное исковое заявление в её отсутствие. Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия, опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора, полагавшую необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст.41 Конституции Российской Федерации).

Конституция РФ исходит из того, что здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства (Определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 № 617-0-0, постановление Конституционного суда РФ от 25.06.2019 №25-П и др.).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, государство должно защищать права граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать их реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан (Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2020 № 56-КГ19-26).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения- публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с Рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от 19 марта 2020 указано, что 30 января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной оолезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.

11 марта 2020 года распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health Organization (1 апреля 2020).

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, является тяжелой острой респираторной инфекцией.

В силу пункта «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон №68-ФЗ).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона №68-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ):

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

В силу статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», законодательство Российской Федерации в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие в соответствии с федеральными законами правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации функционируют в режиме повышенной готовности (пп. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

В силу пункта 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. «м» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (пп. «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (пп. «ф» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ введен Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Таким образом, при введении режима повышенной готовности субъект РФ вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от наступления чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза ее возникновения, и вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения.

Согласно п. «ц» ст. 10 Закона Краснодарского края от 13.07.1998 №135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» высший исполнительный орган государственной власти края принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Анализируя указанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что положениями Федерального закона № 68-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Изложенное в полной мере соответствует закрепленному в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органами государственной власти края согласно установленной компетенции принимаются в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты (пункт 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».

В соответствии со статьей 39 Устава Краснодарского края государственную исполнительную власть Краснодарского края осуществляют высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края (далее - органы исполнительной власти края).

Администрация края осуществляет возложенные на нее полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 40 Устава Краснодарского края).

Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края (статья 41 Устава Краснодарского края).

Правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края являются постановления и распоряжения (статья 42 Устава Краснодарского края).

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (далее - Закон 7-КЗ) постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края являются нормативными правовыми актами края.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020г. №129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» вынесено уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия.

На основании части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).

Указанное постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020г. № 129 в соответствии с требованиями статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ впервые опубликовано 13.03.2020г. на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru. Последующие изменения в вышеуказанное постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020г. № 129 также были опубликованы на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.04.2020 № 255 «О продлении режима «Повышенная готовность и срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», от 31 марта 2020 года № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края» опубликовано 30 апреля 2020 года на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2020 года №354 «О продлении режима «Повышенная готовность» и срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края» также опубликовано 18 июня 2020 года на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Следовательно, в силу положений статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ, а также пункта 13 постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020г. № 129, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 13.03.2020г. При этом, процедура опубликования нормативного правового акта, предусмотренная Законом Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ, соблюдена, как и соблюдена процедура опубликования последующих постановлений, изменяющих постановление от 13.03.2020г. № 129.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе, полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Российской Федерации на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п. 1.1.). С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п. 1.2.).

Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;

в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2020 № 57920) постановлено в случаях, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего постановления, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности, выполнять требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации; соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе полномочиями вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Из материалов дела следует, что предписанием Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7, в целях противодействия COVID-2019, на основании части 2 статьи 50, статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Международными медико-санитарными правилами ММСП 2005, СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» администрации Краснодарского края предписано принять решение о введении необходимых дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Утвердить перечень профилактических, противоэпидемических и лечебно- диагностических мероприятий, в том числе:

- обязать граждан не покидать место проживания (пребывания), определить исключительные случаи, при которых возможен выход граждан из дома, определить обязательную дистанцию до других граждан (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте;

- определить перечень органов власти и организаций, на работников которых не распространяются ограничения на передвижение и порядок их передвижения по краю;

- обязать организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую).

Учитывая указанное предписание, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.04.2020 № 188 внесены дополнения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)», согласно которым гражданам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, предписано соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте.

Согласно письму Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю Потемкиной М.А. «Об организации противоэпидемических мероприятий исходя из особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVTD-2019)» от 28.04.2020 № 23-00-07/5-7208-2020, направленному в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., в нем указано, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Краснодарского края в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в муниципальных образованиях Краснодарского края, руководствуясь частью 2 статьи 50, статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главный государственный санитарный врач считает целесообразным введение на территории Краснодарского края с 29 апреля 2020 года усиленного масочного режима. Все сотрудники объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в обязательном порядке должны находиться на рабочих местах в масках. Кроме того, граждане должны надевать маски при входе в магазины, общественный транспорт, здания вокзалов, а также в любые другие общественные места.

На основании изложенного, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.04.2020 № 255 «О продлении режима «Повышенная готовность» и срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)» внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-п-CoV)», согласно которым на период действия режима «Повышенная готовность»: гражданам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края предписано соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», на основании Методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 г., принято распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 мая 2020 года № 103-р «Об отдельных мерах, направленных на выход из режима ограничительных мероприятий в условиях эпидемиологического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Краснодарского края», согласно которому утвержден перечень планируемых мер, среди которых сохранение обязательного «масочного режима», «режима социального дистанцирования».

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции от 18.06.2020 года №354) на граждан, проживающих (находящихся) на территории Краснодарского края, были наложены следующие обязанности:

соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте;

использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.

Оспариваемое в указанной части постановление вынесено на основании Методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 по определению комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19 (далее - Методические рекомендации), утвержденные 8 мая 2020 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю.

Согласно п. 3 Методических рекомендаций предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями, в Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливается свое значение показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19.

Решение о поэтапном снятии ограничений принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п. 5 Методических рекомендаций).

Методика оценки готовности к выходу из ограничительных мероприятий включает в себя оценку таких параметров как коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции, свободный коечный фонд и охват тестированием. Таким образом, для каждого региона период выхода из ограничительных мероприятий и его продолжительность будут индивидуальными.

На основании пункта 7 Методических рекомендаций, на всех этапах соблюдаются следующие условия:

- режим самоизоляции для людей с высоким риском тяжелого заболевания (лиц старше 65, лиц с хроническими заболеваниями, в первую очередь - лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, диабетом) и принятие дополнительных мер при вынужденном выходе из дома;

- сохранение работы в удаленном доступе, если это не нарушает функционирование учреждения/предприятия, или введение, где возможно, посменной работы, с нахождением на дистанционной работе контингентов из групп риска;

- использование гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу);

- соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы;

- соблюдение дезинфекционного режима;

- соблюдение социального дистанцирования (не менее 1,5 метров);

- проведение интенсивной информационной работы с населением.

Населению целесообразно использовать личный транспорт.

Таким образом, указанные положения включены в оспариваемый административным истцом подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)»

На основании п. 10 Методических рекомендаций, решение о снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий, принимается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно, после стабилизации эпидемической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям МР 3.1.0170-20, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020, коронавирусная инфекция COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, 11.02.2020) - острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак.

COVID-19 может протекать как в бессимптомной и легкой клинических формах, так и в тяжелой клинической форме с развитием внебольничной пневмонии, респираторного дистресс-синдрома и дыхательной недостаточности, в первую очередь среди групп риска.

COVID-19 вызывается коронавирусом SARS-CoV2 (коронавирус острого тяжелого строго респираторного синдрома 2), открытым в январе 2020 года и получившим свое официальное название 11.02.2020 по решению Международного комитета по таксономии вирусов (ICTV).

Как малоизученный, вирус SARS-CoV-2 в соответствии с действующим санитарным законодательством Российской Федерации предварительно отнесен ко II группе патогенности.

В настоящее время доказана передача вируса SARS-CoV-2 от человека к человеку, преимущественно воздушно-капельным и контактным путями при близком общении инфицированного с окружающими. Возможный природный резервуар вируса не определен.

По имеющимся данным, вирус может находится на различных предметах от нескольких часов до нескольких суток. Чувствителен к дезинфицирующим средствам в обычных концентрациях

Обоснованность и законность действий главы администрации (губернатора) Краснодарского края в части вынесения нормативного акта в части также подтверждается вынесенным в дальнейшем постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №15 от 22.05.2020, которым утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ (далее - Правила).

На основании п. 4.4 раздела IV Правил, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;

- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федерального закона №52-ФЗ), граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Учитывая вышеизложенное, доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление было издано административным ответчиком в нарушение принципа разделения федеральной и региональной компетенции, издано по вопросам, не входящим в перечень полномочий субъекта Российской Федерации Краснодарского края, и не предусмотренным федеральным законом, не относящимся к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края», являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, оспариваемый акт принят в пределах полномочий главы администрации Краснодарскому краю с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, содержание акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

Довод административного истца о нарушении его конституционных прав оспариваемым актом в части не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Требования административного истца Молчанова Н.Г. о признании незаконными действий главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., выразившееся в принятии решения, обязывающего административного истца соблюдать дистанцию от других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать в транспорте, в общественных местах, на всех предприятиях (организациях), а также при любом выходе на улицу средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека, направлены на оспаривание порядка принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020г. №129 «О введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2020 года №354). Вопросы соблюдения порядка и процедуры принятия исследованы судом при рассмотрении требований о соответствии указанного нормативного правового акта требованиям действующего законодательства.

В связи с чем, административные исковые требования в указанной части удовлетворению также не подлежат.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

отказать Молчанову <...> в удовлетворении административных исковых заявлений о признании незаконными действий главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., выразившиеся в принятии решения, обязывающего административного истца соблюдать дистанцию от других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте; использовать в транспорте, в общественных местах, на всех предприятиях (организациях), а также при любом выходе на улицу средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.

Отказать Молчанову <...> в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующим подпункт 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020г. №129 «О введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2020 года №354).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 года.

Судья:

3а-905/2020 ~ М-591/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Молчанов Николай Геннадьевич
Прокуратура Краснодарского края
Ответчики
Глава Администрации Краснодарского края (Кондратьев В.И.)
Администрация Краснодарского края
Другие
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
Главный госудасрственный санитарный врач по Краснодарскому краю
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Песецкая Светлана Викторовна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация административного искового заявления
25.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.06.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Предварительное судебное заседание
30.06.2020Предварительное судебное заседание
10.07.2020Предварительное судебное заседание
10.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее